Дипломная по теме: Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость

Название работы: Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость 6

1.1. Сущность налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе РФ 6

1.2. Организационно-правовые основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость 9

1.3. Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость 17

Глава 2. Анализ практики бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «ПСК «Персонал» 27

2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПСК «Персонал» 27

2.2. Исследование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на предприятии ООО «ПСК «Персонал» 40

2.3. Анализ практики бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «ПСК «Персонал» 49

2.4. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «ПСК «Персонал» 54

Глава 3. Аудит операций расчетов по налогу на добавленную стоимость 59

3.1. Цели, задачи и направления аудиторской проверки 59

3.2 Методика, программа и процедуры аудиторской проверки операций расчетов с бюджетом по НДС 62

Заключение 75

Список литературы 78

Выдержка:

Введение:

В современных рыночных условиях налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Налогообложение представляет собой одну из важнейших составляющих государственной экономической политики. Введение и упразднение налоговых льгот, реформирование тех или иных режимов налогообложения оказывает серьезное влияние на функционирование и развитие экономических структур - подавляющее или, напротив, стимулирующее. Государство в лице соответствующих органов посредством правовых актов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет в системе управления финансами предприятия всегда носил вспомогательный характер. В зависимости от его фискальной составляющей он на протяжении многих веков в лучшем случае оказывал регулирующее влияние. Долгое время налоговая система государства использовалась исключительно в качестве элемента принуждения. Основные принципы рационального налогообложения, выработанные наукой и рекомендованные правящей элите в результате анализа многих трагических событий в истории финансового управления различными государствами, состоят в следующем:

В современной России механизм налогообложения складывался при взаимодействии двух видов учета: бухгалтерского и налогового. Их функции разделялись следующим образом. Бухгалтерский учет был инструментом полного отражения всей хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Его достоверность при необходимости подтверждалась аудиторскими фирмами. Налоговый учет представлял собой встроенный элемент бухгалтерского учета, ограничивающий некоторые расходы или хозяйственные действия предприятий и организаций, которые создавали им необоснованные или избыточные с точки зрения интересов государства и других фирм преимущества. По своей сути он представлял собой корректировку налогооблагаемой базы, полученной в бухгалтерском учете, и устанавливал регулирующую ставку обложения.

Как правило, бухгалтерский и налоговый учет входят составными частями в общую структуру финансово-экономического управления предприятием. Во многих странах с рыночной экономикой налоговый учет является встроенным элементом бухгалтерской контура управления. Следовательно, приоритет отдается экономической сущности учета, а фискальная функция относится к элементу ограничения затрат и хозяйственных действий.

Налог на добавленную стоимость - едва ли не самый сложный налог в российской системе налогообложения. Специфика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) заключается в том, что он может взиматься не только в качестве косвенного налога, но и в качестве таможенного платежа.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленный нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически основан на специальном документообороте, порядок ведения которого определен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914. С июня 2010 года указанные Правила действуют в обновленной редакции, учитывающей изменения гл. 21 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2009 г.

Основной целью дипломной работы является изучение налога на добавленную стоимость и его отражение в бухгалтерском учете.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость, в частности изучить сущность налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе РФ и организационно-правовые основы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а также рассмотреть бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость;

- проанализировать практику бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «ПСК «Персонал»;

- дать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «ПСК «Персонал»;

- изучить методику аудита операций расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Для написания данной работы были использованы учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, а также нормативные акты: Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Федеральные законы РФ, положения и постановления.

Глава 3:

Основные объекты проверки при данном виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры:

1. Положения учетной политики для целей налогового учета. Основные правила формирования учетной политики для целей налогообложения указаны в ст. 167 НК РФ. Так, аудитор должен учитывать, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и обязательна для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода (квартала) и считается применяемой со дня создания организации.

В процессе аудиторской проверки осуществляется тестирование учетной политики на соответствие нормам действующего законодательства. Прежде всего необходимо обратить внимание на момент определения налоговой базы. На основании ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ, момент определения налоговой базы - день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства. В случаях, предусмотренных пп. 3 и 4 ст. 155 НК РФ, - день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником. В случае, предусмотренном п. 5 ст. 155, - день передачи имущественных прав.

При реализации товаров (работ, услуг), по которым налогообложение производится по ставке 0 процентов, момент определения налоговой базы - последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления момент определения налоговой базы - последнее число каждого налогового периода.

Момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), признаваемой объектом налогообложения, - день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Для налоговых агентов, указанных в пп. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, момент определения налоговой базы - наиболее ранняя из двух дат:

– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

2. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг). Налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 40 НК РФ (т.е. с учетом того, что цены соответствуют рыночным условиям), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. В случае получения налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

В налоговую базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

– длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг); в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.06 г. N 468 к таким товарам относится производство энергетического оборудования, дизелей и дизель-генераторов, оборудования горно-шахтного, оборудования и подвижного состава железных дорог, электротранспорта и др.;

– которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ; к таким операциям относится экспорт;

– которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), например, реализация жилых домов, входных билетов, предоставление займов в денежной форме, оказание финансовых услуг, передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов.

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым п. 1 ст. 164 НК РФ. Допустим, организация реализует продукцию в многооборотной таре. Цена одной единицы тары составляет 2000 руб., и покупатель перечисляет залог под стоимость тары также в размере 2000 руб. Если по договору тара подлежит возврату в течение нескольких дней и в срок не возвращается, то организация, которая получила тару, должна начислить НДС следующим образом: 2000 руб. x 18%.

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен согласно ст. 40 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Заключение:

В современных рыночных условиях налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Государство в лице соответствующих органов посредством правовых актов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, налоги - необходимое условие существования государства, а обязанность их платить - безусловное требование государства. Именно налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства (налогоплательщику он указывает меру его обязанности (должного поведения), а налоговому органу - меру дозволенного поведения)

Своевременная и полная уплата налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты и сознательно уклоняются от их исполнения. В связи с этим государство вынуждено применять к имуществу налогоплательщика меры обеспечительного характера, чтобы гарантировать поступление налоговых платежей.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Плательщиками НДС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ товары, работы или услуги.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Организации, реализующие продукцию, работы и услуги, включают в их цену НДС, который затем перечисляют в бюджет. Таким образом, фактически налоговое бремя ложится на плечи покупателей.

В ходе выполнения дипломной работы было исследовано предприятие ООО «ПСК «Персонал». ООО ПСК «Персонал» предлагает профессиональные услуги в области строительства и монтажа промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Налоговый учет в ООО «ПСК «Персонал» осуществляет главный бухгалтер. Для подтверждения данных налогового учета применяются первичные учетные документы, мемориальные ордера и бухгалтерские справки, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с применением дополнительных расчетов и корректировок.

Система налогового учета организуется ООО «ПСК «Персонал» самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет ведется в регистрах, используемых в программе «1С:Предприятие». Деятельность предприятия подлежит налогообложению по следующим видам налогов: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Учетной политикой исследуемого предприятия не предусмотрено ведение раздельного учета по НДС. Раздельный учет по НДС заключается в том, что организация отдельно учитывает доходы от операций, облагаемых НДС, и отдельно учитывает доходы от не облагаемых или освобожденных от НДС операций.

Ошибки в учете могут привести к неправильному исчислению не только НДС, но и налога на прибыль. Чтобы претензий не возникло, необходимо порядок ведения раздельного учета по НДС прописать в учетной политике и сделать это максимально подробно.

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Проверка осуществляется с учетом главы 21 НК РФ и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914.

С целью контроля за правильностью формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом аудитору необходимо выполнить следующие процедуры: проанализировать систему бухгалтерского и налогового учета; оценить аудиторские риски; рассчитать уровень существенности; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить организацию документооборота, изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Похожие работы на данную тему