Введение:
Актуальность темы. Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском самодеятельном коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса.
Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни.
Необходимость изучения явлений, связанных с проблемой влияния коллективной среды на духовное, физическое развитие и выживания человека в период сложных общественных потрясений, определила актуальность выбранной темы.
В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реали¬зации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту пробле¬му, используя термины: общность, группа, ассоциация, коопе¬рация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группа¬ми (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жиз¬недеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых от¬ношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек - существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить сов¬местно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.
Глава 2:
- формирование у детей музыкально-ритмических навыков;
- формирование навыков правильного и выраженного движения в области народной и современной хореографии;
- обучение детей приемам актерского мастерства;
- организация постановочной работы и концертной деятельности.
Развивающие:
- развитие активного восприятия музыки посредством хореографического искусства;
- развитие самостоятельности и инициативы, импровизационных способностей детей;
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- умение работать с огромным увлечением и отдачей;
- работа над танцевальной постановкой как средством расширения кругозора развития ребенка.
Воспитательные:
- создание базы для творческого мышления детей;
- развитие у детей активности и самостоятельности общения;
- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
III. Механизм реализации программы
- технология индивидуальной и массовой работы;
- оздоровительные технологии;
- игровые технологии.
IV. Принципы организации творческой деятельности
Схема построения занятий одинакова на всех годах обучения:
а) подготовительная часть
б) основная часть
в) заключительная часть.
Различно содержание и время, отведенное на каждую из частей занятий.
Основная часть первого года обучения содержит в себе учебно-тренировочные задания, а во втором годе обучения больше времени отводится для постановочной работы.
V. Этапы реализации программы
1. Подготовительный 2003-2004 г.
2. Формирующий 2004-2005 г.
3. Итоговый 2005-2006 г.
VI. Репертуар и принципы его формирования
- использование видеозаписей телевизионных конкурсов, фестивалей, концертов популярных групп и ансамблей;
- использование аудиокассет с записями танцевальных и вокальных фонограмм.
При формировании репертуара учитывается:
- возраст и ресурсные возможности участника ансамбля;
- идейность и содержательность номеров;
- жанровое разнообразие.
Репертуар формируется в расчете на исполнение в разных составах: солисты, дуэт, трио, группа.
VII. Форма оценки качества реализации программы
За период участия в ансамбле учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся такие работы, как участие в районных конкурсах, фестивалях и концертах. В конце учебного года ансамбль проводит творческий отчет о проделанной работе. Отчет проводится в форме концерта для родителей и жителей села.
VIII. Кадровое обеспечение
Балданова Д.И. – художественный руководитель
Дышенова С.Г. – хореограф
Батуева Т.Б. – вокальный руководитель
Будаева А.Л. – костюмер
Батуев А.Р. – звукооператор
Самбуева С.П. – руководитель народных инструментов
Заключение:
Детский коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В детских коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не поспевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим: процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
Управлять детским коллективом – значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания детей с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности детского коллектива и его возможности самоуправления. Управление детским коллективом представляет собой два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: первый – сбор информации о детском коллективе и входящих в него детей, второй – организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ребенка.
Для художественного руководителя детского творческого коллектива важно знать реальные художественные потребности, интересы и вкусы детей, объем их свободного времени, уровень художественной подготовки, предпочтение тех или иных видов художественного творчества, традиционные для данной местности формы любительских занятий искусством.
В проведенном исследовании мы выявили огромную значимость детского самодеятельного коллектива в развитии творческих способностей детей. Благодаря руководителю ансамбля дети сплачиваются в единый коллектив и тем самым раскрепощаются и полноценно развивают свои эстетические, художественные и нравственные качества личности.
Важным звеном в творческих коллективах сельского округа является формирование личности ребенка, которое происходит в триедином неразрывном, непрерывном процессе обучения, воспитания и развития.
По результатам исследования можно предложить следующие рекомендации. Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:
1. Повысить качественный уровень культурных и творческих задач в детском ансамбле путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора, основываться на национальных традициях.
2. Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали дети.
3. Создание и организация дополнительных кружков по интересам, любительских объединений, чтобы дети могли полностью реализовать свой творческий потенциал.
4. Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.
В результате анализа деятельности ансамбля «Мушэхэн» выявились положительные моменты в процессе подготовки и развития творческих способностей детей. Вовлечение детей в творчество, музыку и танцы позволяет повышать их художественный и эстетический вкус, развивать творческие способности. За период участия в ансамбле учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся такие работы, как участие в районных конкурсах, фестивалях и концертах. Постоянное участие в концертах обогащают досуг детей Закаменского района Республики Бурятия.