Дипломная по теме: Детский самодеятельный коллектив

Название работы: Детский самодеятельный коллектив

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………….………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы детской коллективной деятельности…………………………………………………………...…………8

1.1. Детский самодеятельный коллектив: понятие, сущность,

закономерности развития……………………………………….……...………..8

1.2. Социально-культурное функционирование детского самодеятельного коллектива…………………………………………………………….…………14

1.3. Роль детского коллектива в творческом развитии личности……………17

Глава 2. Педагогическая организация коллективно-творческой

деятельности – определяющее условие сплочения коллектива…….….……21

2.1. Педагогическая поддержка в процессе формирования коллектива…………………………………………………….……………….…21

2.2. Анализ деятельности самодеятельного ансамбля «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района……….………..………30

2.3. Программа социологического исследования детского творчества в условиях детского самодеятельного коллектива…………….…….…………39

2.4. Социально-культурная программа оптимизации коллективно-творческой деятельности детского ансамбля «Мушэхэн»………………...………………42

Заключение…………………………………………………….…..……………50

Глоссарий……………………………………………………….……………….52

Библиография………………………………………………….…..……………54

Приложения……………………………………………………...………….…..58

Выдержка:

Введение

Актуальность темы. Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском самодеятельном коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса.

Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни.

Необходимость изучения явлений, связанных с проблемой влияния коллективной среды на духовное, физическое развитие и выживания человека в период сложных общественных потрясений, определила актуальность выбранной темы.

В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реали¬зации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту пробле¬му, используя термины: общность, группа, ассоциация, коопе¬рация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группа¬ми (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жиз¬недеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых от¬ношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек - существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить сов¬местно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

2.3. Программа социологического исследования детского творчества в условиях детского самодеятельного коллектива

Актуальность исследования. Роль детского творчества во всестороннем развитии личности ребенка столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

У ребенка постепенно формируется его противоречивый сложнейший внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Большую роль в развитии личности играет именно эмоциональное развитие, которое формируется в результате не только воспитания, отношений с окружающими, но и по средствам детского творчества в детском самодеятельном коллективе.

Целью нашего исследования является выявление роли детского самодеятельного коллектива в развитии творческих способностей ребенка.

Задачи исследования: выявить творческий потенциал детей, проанализировать особенности свободного времени ребенка, выявить основы развития творческих способностей в условиях детского самодеятельного коллектива.

Исследование проводилось на базе детского ансамбля песни и танца «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района. Было опрошено 25 детей в возрасте от 14 до 16 лет.

Результаты исследования:

Частота посещения ансамбля детьми (87,6%) подтверждает актуальные потребности и интересы растущего человека в добровольном выборе видов и форм досуговой, познавательной и творческой деятельности.

Для детей в понятии «творчество» заложена основа его художественного и нравственного развития – 68 %, возможность проявить свои способности – 70 %, а также это понятие, по мнению детей ансамбля, активизирует на групповую и коллективную деятельность в процессе танца или песни – 45%.

Какова же основная причина посещения ансамбля? Большинство подростков (75%) отвечают , что им интересно, другая часть (15%)-хорошие педагоги, (67%) – ходит вместе с друзьями за компанию. И самая малая (3,3%) ходит в ансамбль когда им нечего делать.

Репертуар ансамбля «Мушэхэн» разносторонний: народные песни и танцы, современные композиции, хоровое пение. Поэтому на вопрос «Что вам нравится в ансамбле?» ответы распределились следующим образом: (85,6%)- пение и танцы; (14,4%) – общение с другими детьми.

Отсюда можно заметить, что общение, предметный досуг, ответственное дело- это зона актуального запроса потребности подростков, проявление их жизненных активностей, которые составляют естественную структуру время провождения в учреждении дополнительного образования.

Посещаемость ансамбля по возрастной шкале распределилась следующим образом:

Библиография

1. Алферов А.А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационно-музыкальной аналитической деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М., 2002 г.

2. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992, с. 55.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб., 1996.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

5. Буданова Г., Попова Г. Дом. Дворец пионеров и создание комплекса внешкольных учреждений //Воспитание школьников. – 1987. - № 5.

6. Вапилова С.Ф. Организационно-педагогическое основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в СКС: Автореф. дис. канд. пед. наук /Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2000. – 21 с.

7. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988 - 53 с.

8. Волков Ю. Воспитание деятельностью //Клуб. - № 1. - 2000. – С. 6-7.

9. Волкова Г.А. Развитие творческой индивидуальности ребенка //Внешкольник. – 2001. - № 8.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – 23 с.

11. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. – М., 1998.

12. Горбачева Т.А. Единство учебной внеурочной и внешкольной работы – это основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие.//Классный руководитель. - №6. – 2002. – С. 55-56.

13. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980. – С. 5-27.

14. Давыдов В.В. В помощь клубному работнику. – М., 1991, с. 25.

15. Демина С.С. Теория и методика народно-сценического танца. – Улан-Удэ, 2002.

16. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. – 49 с.

17. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под. ред. О . Е. Лебедева. – М., 2000.

18. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.

19. Ерошенков КН. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.- М, 2002.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Профиздат, 2002.

21. Жарков А.Д., Чижиков В.М. «Социально-культурная деятельность», М., 1998.

22. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

23. Калугин Ю.Н., Яркова Н.Н. Опыт формирования образовательной системы нового типа //Дополнительное образование. – 2002. - № 3.

24. Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. – М.: Музыка, 1990. – 143 с.

25. Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та культуры, 1995. – 136 с.

Похожие работы на данную тему