Введение:
Разработка стратегии - это одна из функций управления, которая представ-ляет собой процесс выбора це¬лей организации и путей их достижения. Разра-ботка стратегии обеспечивает основу для всех управленческих ре¬шений, функ-ции организации, мотивации и контроля ориен¬тированы на выработку страте-гических планов. Динамичный процесс разработки стратегии является тем зон-тик¬ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества разработки стратегии, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет¬кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс разработки стратегии обес¬печивает основу для управле-ния членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обста-новки в на¬шей стране, можно отметить, что разработка стратегии становится все более актуальным для российских пред¬приятий, которые вступают в жест-кую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Разработка стратегии представляет собой на¬бор действий и решений, предпринятых руководством, кото¬рые ведут к разработке специфических стра-тегий, предназна¬ченных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс разработки стратегии является ин¬струментом, помогающим в принятии управленческих реше¬ний. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в ор¬ганизации в достаточной степени. Можно выделить четыре ос-новных вида управленческой деятельности в рамках про¬цесса разработки стра-тегии:
распределение ресурсов;
адаптация к внешней среде;
внутренняя координация;
организационное стратегическое предвидение.
Система управления финансами является важнейшей частью общей стра-тегии экономического управления предприятием. Вот лишь основные задачи, которые способны решить организации в результате упорядочения своей фи-нансовой работы:
обоснование объемов, сроков и целесообразности привлечения финансо-вых ресурсов;
увеличение оборотных средств без привлечения займов;
оперативное управление финансовыми потоками;
управление издержками предприятия;
управление ассортиментом продукции;
прогнозирование развития предприятия, позволяющее заблаговременно принять меры для предотвращения крупных потерь и банкротства.
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предпри-ятия является оценка его финансового состояния. Финансовое состояние пред-приятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономи-ке финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конкретные ре-зультаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые орга-ны.
Глава 3:
Таким образом, подтвердились выводы, сделанные ранее при анализе лик-видности баланса. Предприятие имеет невысокую платежеспособность, на что указывают два коэффициента. Причем, наиболее остро стоит проблема абсо-лютной ликвидности, равной почти нулю. Коэффициент абсолютной ликвидно-сти показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время и является характеристикой платежеспособности предприятия на дату составления баланса.
Лучше обстоят дела с прогнозируемыми платежными возможностями предприятия, которые отражает коэффициент быстрой ликвидности (другое название – промежуточный коэффициент покрытия), но и его значение не удовлетворяет нормальному. При его расчете в состав ликвидных средств в числитель относительного показателя включаются дебиторская задолженность и прочие активы. Коэффициент отражает прогнозируемые платежные возмож-ности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебито-рами.
Наконец, если в состав ликвидных средств включить также запасы и затра-ты (за вычетом расходов будущих периодов), то получим коэффициент теку-щей ликвидности, или коэффициент покрытия. Его значение удовлетворяет нормальному. Он равен отношению стоимости всех оборотных средств пред-приятия к величине краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия пока-зывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов матери-альных оборотных средств.
Уровень коэффициента покрытия зависит от отрасли производства, дли-тельности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую пла-тежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.
Полученные значения коэффициентов ликвидности не удовлетворяет нор-мальному ограничению данных коэффициентов, за исключением коэффициента текущей ликвидности. Но следует отметить, что уровень коэффициентов зави-сит и от отрасли производства, длительности производственного цикла, струк-туры запасов и затрат и ряда других факторов. Однако снижение динамики коэффициентов означает для предприятия неблагоприятную тенденцию.
Заключение:
В целях сохранения финансовых показателей, МГУМП следует обратить особое внимание на повышение объемов работ, связанных с поиском новых заказчиков, расширением спектра предлагаемой продукции, а также повыше-нию производительности труда.
В связи с постоянно меняющейся рыночной ситуацией предприятие долж-но проводить анализ своей хозяйственной деятельности на регулярной основе. Для этого всего эффективней применять компьютерные программы для опера-тивного анализа хозяйственной деятельности. Для программы оперативного анализа хозяйственной деятельности необходим, как правило баланс предпри-ятия и форма бухгалтерской отчетности № 2.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предпри-ятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффектив-ной реализации экономических интересов всех участников финансовых отно-шений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнози-рования финансового состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответству-ет потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факуль-тативно и не является обязательным.
Умение анализировать финансовую отчетность необходимо прежде всего руководству и специалистам предприятия при выработке финансовой страте-гии.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степе-нью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.
Финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, обеспечение роста рентабель-ности, но главное - на его привлекательность для поставщиков, покупателей и инвесторов.
Для улучшения финансового состояния предприятия путем снижения се-бестоимости продукции целесообразно воспользоваться концепцией альтерна-тивных издержек. При этом необходимо спроектировать будущую финансовую операцию, по возможности максимально точно оценив все возможные выгоды и потери, сопряженные именно с данной операцией.
Для применения концепции альтернативных издержек данных только тра-диционного бухгалтерского учета в этом случае недостаточно. Возникает по-требность в создании системы учета, ориентированной на более полное и точ-ное выявление альтернативных издержек – системы управленческого учета.
Финансовая стабилизация в МГУМП, на мой взгляд, последовательно должна осуществляться по таким основным этапам:
устранение неплатежеспособности;
восстановление финансовой устойчивости;
изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического рос-та.
Результатом реализации мероприятий может стать финансовая и экономи-ческая стабилизация производственно-хозяйственной деятельности МГУМП.
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо:
а) увеличение объема товарооборота за счет диверсификации деятельно-сти, поиска новых заказчиков, налаживанию хозяйственных связей с поставщи-ками;