Введение:
Сегодня Россия несёт на своих плечах тяжёлое бремя реформирования. Введение института мировых судей – один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы. В целом ряде регионов штаты миро-вой юстиции полностью укомплектованы, и мировые судьи приступили к осу-ществлению правосудия. В других же, процесс введения мировых судей про-должается – хотя и не без сложностей, но динамично, и уже не за горами тот день, когда мы сможем сказать, что становление мировой юстиции в Российской Федерации полностью состоялось.
Рассматривая институт мировых судов в современных условиях, нужно учесть историческое его развитие и формирование, так как именно на базе исто-рического опыта, можно проследить закономерности предпосылок становления и развития института мировых судов, а также проблем, с которыми сталкивается мировая юстиция.
Менялись столетия, на смену одной власти приходили другие, но неиз-менной оставалась цель: - максимальное приближение правосудия к народу. По-явление мировых судей в Российской судебной системе обусловлено необходи-мостью создания больших возможностей в плане доступности судебной защиты. Сейчас гражданам обратиться в районные суды, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока, не всегда просто, что вызвано их значительной удаленностью от деревень и поселков. Другими словами, могут иметь место случаи, когда фи-зическая, моральная и материальная нагрузка на гражданина при обращении в суд оказывается дороже иска, который он собирается заявить. Участки же миро-вых судей предусматривается создать как раз в административно - территори-альных образованиях с численностью населения от 15 до 30 тыс. Таким обра-зом, гражданину будет значительно проще получить судебную защиту своего нарушенного или оспариваемого права.
Существенным аспектом, определяющим реализацию принципа макси-мальной доступности судей как судей общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, является то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным за-коном «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ полномочия по подбору и назначению мировых судей и работников их аппаратов, определению границ судебных участков и места расположения мировых судов принадлежат органам государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, что делает систему мировой юстиции значительно более гибкой и мобильной по сравнению с федеральными районными судами. Так, в федеральной системе между сдачей кандидатом в судьи квалификационного эк-замена и его назначением на должность нередко проходит много месяцев – в системе мировой юстиции этот срок короче. Следовательно, проблема вакант-ных должностей и кадровой комплектации в мировой юстиции решается значи-тельно проще.
Глава 2:
В некоторых субъектах Российской Федерации существует практи¬ка объ-единения работников нескольких аппаратов мировых судей (в случаях, когда мировые судьи размещаются в одном здании) в общую канцелярию. Такое по-ложение следует признать не совсем правильным, по¬скольку каждый судья осуществляет свою деятельность в пределах своего судебного участка.
Что касается организационно-правового обеспечения, то до принятия ин-струкций, регламентирующих ведение делопроизводства и работу аппарата ми-рового судьи, следует ориентироваться на Временную инструкцию по делопро-изводству в районном суде, утвержденную приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 января 1999 г. № 8, ко-торая уста¬навливает основные и единые правила организации делопроизводства в районных судах. Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы мирового судьи, соблюдения про-цессуальных норм, своевременного рассмотрения дел, исполнения судебных по-становлений. Совершенствование делопроизводства миро¬вого судьи должно осуществляться путем внедрения принципов науч¬ной организации труда, пере-довых форм и методов работы с докумен¬тами, компьютеризации рабочего мес-та, разработки наиболее рациональных форм разделения труда между работни-ками аппарата.
На наш взгляд также целесообразным является более чёткое определе-ние судебных процедур, расширение сферы применения упрощённого судо-производства и примирительных процедур, при этом инициатива о примире-нии должна исходить, как правило, от самих сторон, иначе на судью может пасть подозрение в заинтересованности. Не должен судья собирать доказа-тельства по делам частного обвинения, так как это ведёт к затягиванию сро-ков разрешения дела по существу.
Что касается судебного разбирательства у мирового судьи, то можно снять ограничения для проведения сокращенного судебного следствия (уста-новив для этого только одно условие - полное признание подсудимым своей вины); предоставить мировому судье право не вызывать в судебное заседание свидетелей, показания которых не оспариваются сторонами; не проводить обязательную в силу ч. 1 ст. 79 УПК экспертизу в случаях, если на этом не настаивают стороны.
Предлагаем также передать из районных судов мировым судьям рас-смотрение материалов, направляемых в суды в соответствии с Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних". Это материалы о помещении несовершеннолетних правона-рушителей в специальные общеобразовательные школы закрытого типа и специальные профессиональные училища закрытого типа (ст. 15); в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ст. 22); о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственно-сти, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Для рассмотрения указанных материалов можно было бы выделить специализи-рованного мирового судью (по вопросам ювенальной юстиции).
При разбирательстве мировыми судьями гражданских дел также возни-кают определенные сложности, требующие соответствующих изменений в законодательстве. На наш взгляд, не будет противоречить принципам граж-данского судопроизводства наделение мировых судей правом рассмотрения дел о взыскании морального вреда по всем делам, отнесенным законом к их подсудности. Например, принимая решение по основному заявлению о защи-те прав потребителя, мировой судья вполне мог бы одновременно принять и решение о компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона "О за-щите прав потребителей". Ведь удовлетворение требований о компенсации морального вреда связано с основным иском имущественного характера.
Заключение:
В заключение хотелось бы подвести итог проделанной работе. Структурно она представляет собой две главы, первая из которых рассматривает основные причины появления и возрождения института мировых судей в России XIX века и в современной Российской Федерации.
В результате проведенных исследований данной главы можно прийти к выводу о том, что потребность России в мировых судьях возникает в момент перехода от одного типа экономического развития к другому. Так было в про-шлом веке, так случилось в сегодняшнем. Однако, нужно отметить, что сейчас мировому суду отведена меньшая роль, чем в XIX веке.
Вторая глава повествует об основных положениях касающихся мировых судей. В ней раскрывается правовой статус мировых судей: их права, обязанно-сти, компетенция, ответственность. Проанализирован собственно порядок на-значения лиц на должность мировых судей.
Естественно, в результате становления новых форм суда возникают опре-деленные проблемы. Одной из ведущих проблем является кадровая. Ведь для полноценной деятельности мировых судов необходимо наличие высококвали-фицированных кадров. И, несмотря на то, что сейчас существует множество возможностей получения юридического образования, зачастую это образование ненадлежащего качества, достаточно распространённое явление - человек полу-чает диплом юриста, но на самом деле совершенно не разбирается в юриспру-денции. Возможно, для повышения качества образования необходимо ужесто-чить требования к учебным заведениям, ведущим подготовку специалистов в данном направлении.
Кадровый вопрос в свою очередь имеет точки соприкосновения с други-ми, в том числе финансовым. Вполне возможно, если бы учебные заведения по-лучали достаточную финансовую поддержку со стороны государства, это при-вело бы и к повышению качества образования (в форме учебных пособий, обо-рудованных лабораторий, специализированных компьютерных библиотек).
Всё вышесказанное подтверждает актуальность рассмотренной темы. Проведённые в настоящей работе анализ действующего законодательства, регу-лирующего институт мировых судов, изучение литературы, обобщение судеб-ной практики позволяет сделать ряд выводов:
1. Институт мировых судей имеет ряд особенностей. Авторитет мирового судьи для населения должен быть исключительным. Хотим мы этого или нет, в реальной жизни человека уважают не за формальную порядочность, а за кон-кретные результаты в общественной жизни.
2. Целью введения данного звена судебной системы является максималь-ное приближение правосудия к населению, что подтверждается постановлением III (внеочередного) Всероссийского съезда судей.
3. Вообще вся идея создания мировой юстиции исходила из того, что бу-дет, во-первых, доступное правосудие, во-вторых, упрощённое правосудие, в-третьих, примирительное правосудие. Из этих трёх аспектов сегодня реально достигнуто лишь приближение к населению.