Введение:
Налог на доходы с физических лиц является составным элементом общей налоговой системы, т.к. его уплачивают практически со всех видов дохода, полученных в течение года.
Изыскивая средства для пополнения бюджета, все прежние правительства пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей с тугими кошельками пополнять бюджет (введем для них драконовскую ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Однако богатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за рубеж свои доходы. Практика показала, что увеличение налогов - путь тупиковый. Эффективная ставка подоходного налога (по которой реально платил до 2001 г. средний российский гражданин) составляла 12,9%. Подавляющее большинство (97% населения) платило до 2001 г. налог по ставке менее 15%, а по максимальной - всего лишь 0,1% населения.
Ради вывода доходов из "тени" Правительство Путина предложило единую для всего населения ставку подоходного налога в 13%. Это дало повод левым заговорить о нарушении социальной справедливости - мол, нельзя, чтобы бедные и богатые платили налог по одной ставке.
В направленном в Думу письме говорится, что одновременное увеличение налогов на дорогостоящую недвижимость, резкое повышение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, сохранение акцизов на дорогие автомобили и др. "обеспечат соблюдение принципа социальной справедливости при налогообложении".
С 1 января 2000 года введен жесткий контроль за доходами и расходами физических лиц . Формируя налоговую историю каждого физического лица, налоговая инспекция уже через несколько лет сможет спросить: «А откуда у Вас деньги на такую покупку?».
В связи с чрезмерно высокими отчислениями с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды – Пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования, объясняется популярность у предприятий и организаций всевозможных обходных зарплатных схем и «черного нала». В прошедшем году отчисления во внебюджетные фонды составили 38,5%.
С каждой выплаченной работнику в качестве официальной зарплаты 1000 рублей предприятие вынуждено отдавать государству 385 рублей. Это настолько невыгодно, что руководство многих компаний либо сознательно рискует, обналичивая деньги и выдавая сотрудникам зарплату «в черную», либо используют лазейки в законодательстве, уклоняясь от выплат в социальные фонды легальным путем.
Глава 2:
С введением 01.01.2001 г. налога на доходы с физических лиц утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С 01.01.2001 г. ставка налога составила 13%, изменились размеры налоговых вычетов, введены новые льготы по налогу и отменены некоторые льготы, действующие до 2001 г. Налоговые вычеты делятся на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
В состав социальных налоговых вычетов включены вычеты суммы уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение или обучение своих детей в возрасте до 24 лет. Налогоплательщик имеет право на вычет при расходах за обучение по любой форме. Плательщик-родитель имеет право на вычет при расходах за образование ребенка только по дневной форме обучения. Размер фактически произведенных расходов на обучение, как налогоплательщика-родителя, так и налогоплательщика-учащегося составит не более 25 000 руб. Если же налогоплательщик расходует денежные средства на свое обучение и одновременно на обучение ребенка, то он имеет права на оба вычета.
По моему мнению, еще одним важным социальным налоговым вычетом является вычет в сумме уплаченной налогоплательщиком в календарном году за услуги по лечению (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством РФ), а также суммы уплаченной налогоплательщиком за медикаменты. Вычет может быть представлен налогоплательщику за лечение супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации.
Данные вычеты предоставляются налогоплательщику только налоговыми органами. Работодатель не вправе производить налоговый вычет на обучение и лечение. Налогоплательщик для получения налоговых вычетов на обучение и лечение должен подать в налоговый орган по окончании календарного года, налоговую декларацию и письменное заявление с документами, подтверждающими право на получение вычетов. Я считаю, что такой подход к налогоплательщику является положительным для большинства средних слоев населения.
Что касается имущественных вычетов, то существенным положительным моментом является, то что с 1 января 2001 года налогоплательщик лишается права на вычет в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома и квартиры совершается между физическими лицами являющимися взаимосвязанными. В соответствии со ст. 20 НК взаимосвязанными лицами для целей налогообложения признаются физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению, также физические лица, состоящие в родственных связях.
Таким образом, уменьшится возможность злоупотреблений со сделками недвижимости.
По моему мнению, основным направлением совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современных условиях является понижение ставки указанного налога . Благодаря либеральной политике правительства в нашей стране с 1 января 2001 года установлена одна из самых низких ставок налога - 13 %.
Заключение:
Введенная единая для всех 13-процентная ставка налога с доходов физических лиц настолько нестандартна, что вызывает споры и дискуссии даже у специалистов. Ее целесообразность долго обсуждалась и в правительстве, и в Думе, предлагался альтернативный вариант: двухступенчатая шкала со ставками в 12 и 20%. Однако остановились все же на плоской ставке.
На анализе мировой практики к плоской шкале прибегают только, чтобы вывести доходы из "тени". В большинстве стран мира существует 3-4-ступенчатая шкала подоходного налога в зависимости от уровня доходов. Так что и Россия, я думаю, через какое-то время тоже вернется к прогрессивной шкале.
Учитывая, что в Российской Федерации подоходный налог фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, особенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, переход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значительной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств.
Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вычетов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лечение, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.
Следует отметить, что во второй части налогового кодекса предусмотрено взимание налога на доходы с физических лиц и по повышенным ставкам. Так, стоимость выигрышей на тотализаторах, в лотереи, и в другие, основанные на риске, игры (а за этим стоят, как правило, очень обеспеченные люди) облагается по ставке 35 процентов. Увеличена ставка налога до 30 процентов с сумм дивидендов и доходов физических лиц нерезидентов.
Все вышеперечисленные меры, по моему мнению, могут служить повышению поступлений подоходного налога, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц. Подоходный налог, в теории, должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в России.