Введение:
В последние годы деятельность кредитных организаций России проходила в условиях реструктуризации банковской системы, взвешенной денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры.
Итоги последних двух лет продемонстрировали рост производительности товаров и услуг, достаточно высокую инвестиционную активность, увеличение реальных доходов населения, позитивные тенденции в реальном секторе экономики, оздоровление бюджетной сферы и укрепление банковской системы.
Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, а также повышения качества их кредитных портфелей способствовали постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы.
Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банковской системы России продолжает оставаться ряд нерешенных проблем. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность предоставляемой кредитными организациями информации о своем финансовом состоянии, невысокий уровень банковского контроля и аудита /34/.
Укрепление системы банковского надзора ежегодно провозглашается одной из основных целей экономической политики государственной власти. В период до 1998 г., который можно считать этапом становления системы банковского надзора, работа в указанном направлении сводилась к расширению полномочий Банка России в этой сфере и повышению интенсивности проведения инспекционных проверок.
После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.
Однако созданные организационно-правовые основы регулирования банковской деятельности все еще не обеспечивают достаточный уровень контроля и не всегда в полной мере способствуют поддержанию стабильности банковской системы. До сих пор недостаточно проработаны теоретические и концептуальные основы банковского регулирования и надзора в целом. Остро стоят вопросы определения критериев эффективности банковского надзора и инспектирования, а также создания эффективной системы прогнозирования и раннего предупреждения банкротства кредитной организации /30/.
Будучи призванным способствовать развитию банковского бизнеса, контроль и аудит содействуют государственному регулированию развития рыночной экономики вообще и инфраструктуры банковского рынка в частности. Неотъемлемым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами Банка России способствуют своей деятельностью укреплению и повышению надежности банковской системы. Банковский аудит, являясь формой банковского контроля, все отличается от последнего.
Глава 3:
В России организационно-правовое обеспечение банковского надзора и инспектирования имеет свои отличительные особенности. В процессе банковского контроля инспекторы (специалисты) Банка России оценивают не только соблюдение кредитными организациями действующего законодательства и пруденциальных норм, но и анализируют их текущее финансовое состояние.
Основной результат деятельности органов надзора и инспектирования – комплексный анализ деятельности кредитной организации и формирование практических предложений по ее совершенствованию. Проведение комплексного анализа деятельности кредитной организации возможно только при наличии достаточного (адекватного) информационного обеспечения. Банковское регулирование и контроль, в том числе инспектирование кредитных организаций, носят выраженный информационный характер, поэтому эффективность этой деятельности зависит также от уровня информационного обеспечения /27/.
Документом Банка России, определяющим порядок проведения проверок, является Инструкция от 19.02.1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». В ней говорится, что главная цель проверок – определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, а также проверка соблюдения действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.
Проводимые в настоящее время проверки коммерческих банков носят в основном документарный характер (проверки по формальному признаку исполнения банками действующих законодательных и нормативных актов). Инспекционные проверки рассматривают материалы «дней минувших» (проверяемый период обычно охватывает два года) только с точки зрения соблюдения действующего законодательства при отсутствии в банковском надзоре системы прогнозирования финансового состояния коммерческого банка.
В последние годы Банк России уделял большое внимание обеспечению качества банковского аудита, устанавливая в нормативных актах отдельные нормы, регулирующие аудит кредитных организаций /9/.
Документом, определяющим порядок регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита, являлось Положение Банка России от 10.09.2997 г. № 64 (данный документ по ряду норм на сегодня не является действующим, но по сути – это единственный документ, регламентирующий порядок аудиторской деятельности в банковской сфере).
Другим очевидным недостатком сформированной в России системы банковского контроля и аудита является неэффективное применение механизмов оценки системы внутреннего контроля кредитных организаций.
Необходимость оценки эффективности системы внутреннего контроля в кредитных организациях была признана Банков России в 1997 году.
Ключевым элементом системы внутреннего контроля стало образование в кредитных организациях служб внутреннего контроля – структурных подразделений, в обязанность которым временно исполнение отдельных контрольных функций.
В группе ошибок, допускаемых надзорными органами при оценке эффективности системы внутреннего контроля, следует отдельно выделить необъективность оценки деятельности службы внутреннего контроля в части контроля за рисками. Следует отметить многочисленные разногласия по поводу алгоритмов оценки риска, Так, при оценке кредитного риска территориальные управления Банка России обычно руководствуются нормативными значениями коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами /33/.
Заключение:
Как известно, банковский надзор призван обеспечивать стабильность банковской системы страны в целом, надежное функционирование отдельных кредитных организаций в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Однако он является все-таки инструментом "«тонкой настройки"» и далеко не все факторы, от которых зависит реализация этих целей, находятся в сфере его влияния, контроля и ответственности.
Вследствие дефицита капитала, необходимого для обеспечения банками достаточного уровня ликвидности, резкого снижения платежеспособности части банков и их неспособности выполнять свои обязательства перед кредиторами и клиентами резко упало доверие как населения, предприятий и иностранных партнеров к банковской системе, так и внутри самого банковского сообщества. Произошла остановка межбанковского денежного рынка, имели место аресты корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки в Россию, сократились выраженные в иностранной валюте ликвидные активы.
Кризис банковской системы выявил накопившиеся недостатки и проблемы в деятельности российских банков, которые в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Основными такими проблемами официально признаны:
- низкий уровень банковского капитала;
- незначительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;
- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном
«спекулятивный доход», недостаточной внимание к кредитованию реального сектора экономики;
- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;
- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;