Дипломная по теме: Контроль банка России за деятельностью кредитных организаций

Название работы: Контроль банка России за деятельностью кредитных организаций

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Концептуальные основы банковского

контроля и аудита 7

1.1 Теоретические основы банковского контроля 7

1.2 Контроль в системе банковского надзора 11

Глава 2. Территориальное учреждение и его роль в

деятельности кредитных организаций 16

2.1 Правовой статус территориального

учреждения и руководство за его деятельностью 16

2.2 Полномочия в области денежно-кредитного

регулирования и организации денежного

обращения и расчетов и полномочия в области

экономического анализа и статистики 20

Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования

контроля за деятельностью кредитных организаций 28

3.1 Регулирование, надзор и осуществление

проверки деятельности кредитных организаций 28

3.2 Регулирование и контроль за деятельностью

кредитных организаций на рынке ценных бумаг

и организация валютного контроля 38

3.3 Организация банковского санирования и

ликвидации кредитных организаций 44

3.4 Проблемы совершенствования банковского

контроля в Российской Федерации 65

Заключение 70

Литература 75

Приложения 79

Выдержка:

Введение:

В последние годы деятельность кредитных организаций России проходила в условиях реструктуризации банковской системы, взвешенной денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры.

Итоги последних двух лет продемонстрировали рост производительности товаров и услуг, достаточно высокую инвестиционную активность, увеличение реальных доходов населения, позитивные тенденции в реальном секторе экономики, оздоровление бюджетной сферы и укрепление банковской системы.

Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, а также повышения качества их кредитных портфелей способствовали постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы.

Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банковской системы России продолжает оставаться ряд нерешенных проблем. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность предоставляемой кредитными организациями информации о своем финансовом состоянии, невысокий уровень банковского контроля и аудита /34/.

Укрепление системы банковского надзора ежегодно провозглашается одной из основных целей экономической политики государственной власти. В период до 1998 г., который можно считать этапом становления системы банковского надзора, работа в указанном направлении сводилась к расширению полномочий Банка России в этой сфере и повышению интенсивности проведения инспекционных проверок.

После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.

Однако созданные организационно-правовые основы регулирования банковской деятельности все еще не обеспечивают достаточный уровень контроля и не всегда в полной мере способствуют поддержанию стабильности банковской системы. До сих пор недостаточно проработаны теоретические и концептуальные основы банковского регулирования и надзора в целом. Остро стоят вопросы определения критериев эффективности банковского надзора и инспектирования, а также создания эффективной системы прогнозирования и раннего предупреждения банкротства кредитной организации /30/.

Будучи призванным способствовать развитию банковского бизнеса, контроль и аудит содействуют государственному регулированию развития рыночной экономики вообще и инфраструктуры банковского рынка в частности. Неотъемлемым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами Банка России способствуют своей деятельностью укреплению и повышению надежности банковской системы. Банковский аудит, являясь формой банковского контроля, все отличается от последнего.

Глава 3:

В России организационно-правовое обеспечение банковского надзора и инспектирования имеет свои отличительные особенности. В процессе банковского контроля инспекторы (специалисты) Банка России оценивают не только соблюдение кредитными организациями действующего законодательства и пруденциальных норм, но и анализируют их текущее финансовое состояние.

Основной результат деятельности органов надзора и инспектирования – комплексный анализ деятельности кредитной организации и формирование практических предложений по ее совершенствованию. Проведение комплексного анализа деятельности кредитной организации возможно только при наличии достаточного (адекватного) информационного обеспечения. Банковское регулирование и контроль, в том числе инспектирование кредитных организаций, носят выраженный информационный характер, поэтому эффективность этой деятельности зависит также от уровня информационного обеспечения /27/.

Документом Банка России, определяющим порядок проведения проверок, является Инструкция от 19.02.1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». В ней говорится, что главная цель проверок – определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, а также проверка соблюдения действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Проводимые в настоящее время проверки коммерческих банков носят в основном документарный характер (проверки по формальному признаку исполнения банками действующих законодательных и нормативных актов). Инспекционные проверки рассматривают материалы «дней минувших» (проверяемый период обычно охватывает два года) только с точки зрения соблюдения действующего законодательства при отсутствии в банковском надзоре системы прогнозирования финансового состояния коммерческого банка.

В последние годы Банк России уделял большое внимание обеспечению качества банковского аудита, устанавливая в нормативных актах отдельные нормы, регулирующие аудит кредитных организаций /9/.

Документом, определяющим порядок регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита, являлось Положение Банка России от 10.09.2997 г. № 64 (данный документ по ряду норм на сегодня не является действующим, но по сути – это единственный документ, регламентирующий порядок аудиторской деятельности в банковской сфере).

Другим очевидным недостатком сформированной в России системы банковского контроля и аудита является неэффективное применение механизмов оценки системы внутреннего контроля кредитных организаций.

Необходимость оценки эффективности системы внутреннего контроля в кредитных организациях была признана Банков России в 1997 году.

Ключевым элементом системы внутреннего контроля стало образование в кредитных организациях служб внутреннего контроля – структурных подразделений, в обязанность которым временно исполнение отдельных контрольных функций.

В группе ошибок, допускаемых надзорными органами при оценке эффективности системы внутреннего контроля, следует отдельно выделить необъективность оценки деятельности службы внутреннего контроля в части контроля за рисками. Следует отметить многочисленные разногласия по поводу алгоритмов оценки риска, Так, при оценке кредитного риска территориальные управления Банка России обычно руководствуются нормативными значениями коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами /33/.

Заключение:

Как известно, банковский надзор призван обеспечивать стабильность банковской системы страны в целом, надежное функционирование отдельных кредитных организаций в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Однако он является все-таки инструментом "«тонкой настройки"» и далеко не все факторы, от которых зависит реализация этих целей, находятся в сфере его влияния, контроля и ответственности.

Вследствие дефицита капитала, необходимого для обеспечения банками достаточного уровня ликвидности, резкого снижения платежеспособности части банков и их неспособности выполнять свои обязательства перед кредиторами и клиентами резко упало доверие как населения, предприятий и иностранных партнеров к банковской системе, так и внутри самого банковского сообщества. Произошла остановка межбанковского денежного рынка, имели место аресты корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки в Россию, сократились выраженные в иностранной валюте ликвидные активы.

Кризис банковской системы выявил накопившиеся недостатки и проблемы в деятельности российских банков, которые в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Основными такими проблемами официально признаны:

- низкий уровень банковского капитала;

- незначительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;

- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;

- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном

«спекулятивный доход», недостаточной внимание к кредитованию реального сектора экономики;

- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;

- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;

- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;

Похожие работы на данную тему