Введение:
Развитие системы государственных и муниципальных закупок в современной России осуществляется в процессе отхода от директивного, безальтернативного размещения государственного заказа, предполагающего одновременное практическое освоение и развитие механизма конкурсных торгов. При этом осуществляемая реформа государственных закупок не может рассматриваться вне контекста всей совокупности современных социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Подобные преобразования направлены не только на всемерное стимулирование и укрепление рыночных институтов координации экономической деятельности субъектов хозяйствования, но и на повышение эффективности функционирования механизма и аппарата государственной власти. Последняя выполняет в смешанной экономике две главные функции: во-первых, осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поддержание функционирования основных социально-экономических институтов общества (денежно-кредитная, антимонопольная, антиинфляционная политика, политика занятости и т. д.). Во-вторых, государство аккумулирует посредством бюджетной системы определённые денежные ресурсы с целью последующего финансирования государственных расходов, предполагающих в том числе закупку товаров, работ и услуг для выполнения присущих государству функций и для жизнеобеспечения самих органов государственной власти, что и формирует сферу государственных закупок.
Торги в полной мере дают возможность на деле реализовать основное условие свободного рынка - добросовестную конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, позволяет сделать объективный выбор для государственного или муниципального заказчика, что кроме экономии бюджетных средств способствует устранению коррупции. Недаром важнейшим принципом проведения торгов является открытость. Это один из случаев, когда мы перенимаем действительно лучший мировой опыт и возрождаем отечественные дореволюционные традиции проведения конкурсов.
Практически во всех странах государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. В США доля государственных закупок равна примерно 15 % национального бюджета, что составляет около 200 млрд. долл. в год. Еще выше эта доля в социально ориентированных экономиках (ФРГ, Франция и др.). В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете достигает 50%.
Глава 2:
В случае внесения изменений (дополнений) в условия государственного контракта (договора) Комитет, так как он является государственным заказчиком по государственному контракту, не позднее трех рабочих дней после подписания сторонами соответствующих документов о внесении изменений (дополнений) в условия государственного контракта (договора) представляет в комитет администрации Ульяновской области по ценовой политике:
- сопроводительное письмо в произвольной форме;
- первоначальный государственный контракт, включенный в реестр;
- дополнительное соглашение, протокол или иной документ о внесении изменений (дополнений) в условия государственного контракта со всеми приложениями к нему.
Комитет администрации Ульяновской области в течении пяти рабочих дней после принятия документов вносит соответствующие сведения в реестр, осуществляет запись в государственном контракте о внесении в него изменений рядом со штампом о внесении государственного контракта в Реестр.
Комитет социальной защиты населения администрации Ульяновской области ежеквартально составляет отчет об исполнении контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Ульяновской области, в котором содержатся следующие сведения:
- наименование поставщика (подрядчика);
- номер контракта;
- дата заключения контракта;
- наименование продукции;
- единица измерения продукции;
- цена за единицу продукции по контракту;
- фактическая цена за единицу продукции;
- код продукции (ОКДП);
- цена контракта;
- фактически выполнено по контракту;
- в том числе выполнено субподрядным способом;
- сроки выполнения по контракту;
- фактические сроки выполнения;
- способ размещения контракта.
В свою очередь Комитет социальной защиты населения администрации Ульяновской области собирает аналогичные отчеты с подведомственных ему государственных учреждений социальной защиты населения.
Заключение:
Практика современной деятельности бюджетных учреждений, и анализ отечественного опыта в области бюджетных расходов направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд позволяет сделать вывод о том, что работа в области закупок для государственных нужд только начинается. Наряду с необходимостью развития нормативной и законодательной базы для проведения конкурсных торгов так же необходимо увеличить количество обученных специалистов в области организации конкурсных торгов.
Необходимо создание информационной сети по государственным закупкам на уровне региона. Для этого важно осуществлять поддержку специализированных средств массовой информации, а также электронных баз данных, как для поставщиков так и для государственных и муниципальных заказчиков. Необходима государственная поддержка независимых институтов, способствующих усилению контроля со стороны общества и повышению прозрачности расходования бюджетных средств (муниципального бюджета) и информированности широкой общественности о результатах и механизмах конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Создание института независимой экспертизы проведения конкурсных торгов, субъекты которой в обязательном порядке должны присутствовать на всех этапах и процедурах конкурсного размещения государственного и муниципального заказов. Коммерческие фирмы не хотят участвовать в конкурсах и относятся к ним отрицательно из-за сложившегося мнения (и практики), что победитель известен еще до проведения конкурса. Муниципальные инспекции проверяют конкурсы выборочно, а, например, подрядные конкурсы остаются без внимания, несмотря на то, что контракты там заключаются на крупные суммы.