Основная часть:
После выделения психологии в конце XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее дифференциация на направления, школы и прикладные области, число которых в настоящее время огромно. Перечисление их не имеет смысла, поскольку его можно найти в любом учебнике по психологии. Здесь можно лишь обратить внимание на то, что в возникновении и развитии основных психологических течений или направлений нашло отражение закономерное членение психики на перечисленные выше компоненты или фазы психической деятельности. В 20-е гг. XX в. в психологии стихийно сформировались три мощных направления, каждое из которых отличалось от двух других акцентированием внимания на каком-то одном из трех компонентов - мотиве, образе или деятельности, поведении. Эти направления в процессе их развития видоизменялись, дробились, порождая соперничающие друг с другом школы, но и теперь принадлежность той или иной школы к тому или иному направлению характеризуется именно данным акцентом.
Направление, которое сосредоточило свое внимание на мотивационном аспекте психической жизни человека, возглавил ортодоксальный психоанализ 3. Фрейда. В настоящее время его составляют аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психодинамическая психология, производные ортодоксального психоанализа, например учение К. Хорни и Г.С. Салливена. Основным предметом данного направления являются закономерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения человека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальными требованиями. Основными категориями здесь являются: потребность, мотив, сознательное, бессознательное, «Я», сверх-Я, защитные механизмы.
...........
Речь - это средство общения посредством языка, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.
Общая подчиненность строения языков их функциям. Вытекающая из этого необходимость детального представления функций языка и речи.
Функции языка и речи:
1) по отношению к человечеству в целом (коммуникативная функция как единство общения и обобщения);
2) по отношению к исторически конкретным обществам, коллективам общающихся (функции как сферы использования языка и речи: функции обслуживания бытового общения; общения в сфере начального, среднего, высшего образования, общения в деловой сфере, в сфере науки, в сфере производства, в сфере общественно-политической и государственной деятельности, в сфере массовой коммуникации, в области религии, в области межнационального, регионального и международного общения);
3) по отношению к компонентам ситуации текущего общения: репрезентативная, экспрессивная, контактоустанавливающая, функция воздействия, металингвистическая и поэтическая, или эстетическая;
4) по отношению к целям и результатам высказываний в конкретных речевых действиях, или актах общения (сообщение, выражение внутреннего состояния, запрос информации, директивная функция; конкретизация данных функций в теории речевых актов).
Схема функциональных связей знака-высказывания по К. Бюлеру.
Более подробно остановимся на следующих функциях речи:
1. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер
..............
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной деятельностью; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание; общение-диалог.
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма к деятельности в целом.
Достаточно результативным является и стиль общение-диалог, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Диалог выступает стимулом развития взаимоотношений. Однако диалог должен соответствовать определенным правилам общения, напр. Соблюдение дистанции, сохранение статусной позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция.
Исследования показывают, что довольно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия субъектов общения. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений. Превращение "дистанционного показателя" в доминанту общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы. Это ведет к упрочению авторитарного стиля их взаимоотношений.
Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму - общение-устрашение. Для личностно-развивающей стратегии взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.
Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия партнеров играет общение-заигрывание Стремясь побыстрее установить контакт, понравиться, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, один из собеседников начинают ........