Вопросы по теме: Психология

Название работы: Психология

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Тема 1. Психология как наука, ее задачи и методы 1

Тема 2. Методы психологический исследований 5

Тема 3. Проблема личности 11

Тема 4. Методы психологии 17

Тема 5. Проблема диагностики личности 18

Тема 6. Ощущения 20

Тема 7. Восприятия 22

Тема 8. Наблюдательность 24

Тема 9. Внимание 25

Тема 10. Память 27

Тема 11. Мышление 30

Тема 12. Речь 32

Тема 13. Способности 37

Тема 14. Учение о темпераменте 40

Тема 15. Характер 42

Тема 16. Эмоции и чувства 43

Тема 17. Воля 44

Тема 18. Коллектив 46

Тема 19. Психология управления 50

Тема 20. Педагогика как особая отрасль научного знания 53

Тема 21. Проблема совершенствования знаний, навыков и умений 55

Тема 22. Проблема воспитания патриотизма 59

Тема 23. Мастерство педагогического общения 62

Выдержка:

Основная часть:

После выделения психологии в конце XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее дифференциация на направления, школы и прикладные области, число которых в настоящее время огромно. Перечисление их не имеет смысла, поскольку его можно найти в любом учебнике по психологии. Здесь можно лишь обратить внимание на то, что в возникновении и развитии основных психологических течений или направлений нашло отражение закономерное членение психики на перечисленные выше компоненты или фазы психической деятельности. В 20-е гг. XX в. в психологии стихийно сформировались три мощных направления, каждое из которых отличалось от двух других акцентированием внимания на каком-то одном из трех компонентов - мотиве, образе или деятельности, поведении. Эти направления в процессе их развития видоизменялись, дробились, порождая соперничающие друг с другом школы, но и теперь принадлежность той или иной школы к тому или иному направлению характеризуется именно данным акцентом.

Направление, которое сосредоточило свое внимание на мотивационном аспекте психической жизни человека, возглавил ортодоксальный психоанализ 3. Фрейда. В настоящее время его составляют аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психодинамическая психология, производные ортодоксального психоанализа, например учение К. Хорни и Г.С. Салливена. Основным предметом данного направления являются закономерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения человека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальными требованиями. Основными категориями здесь являются: потребность, мотив, сознательное, бессознательное, «Я», сверх-Я, защитные механизмы.

...........

Речь - это средство общения посредством языка, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Общая подчиненность строения языков их функциям. Вытекающая из этого необходимость детального представления функций языка и речи.

Функции языка и речи:

1) по отношению к человечеству в целом (коммуникативная функция как единство общения и обобщения);

2) по отношению к исторически конкретным обществам, коллективам общающихся (функции как сферы использования языка и речи: функции обслуживания бытового общения; общения в сфере начального, среднего, высшего образования, общения в деловой сфере, в сфере науки, в сфере производства, в сфере общественно-политической и государственной деятельности, в сфере массовой коммуникации, в области религии, в области межнационального, регионального и международного общения);

3) по отношению к компонентам ситуации текущего общения: репрезентативная, экспрессивная, контактоустанавливающая, функция воздействия, металингвистическая и поэтическая, или эстетическая;

4) по отношению к целям и результатам высказываний в конкретных речевых действиях, или актах общения (сообщение, выражение внутреннего состояния, запрос информации, директивная функция; конкретизация данных функций в теории речевых актов).

Схема функциональных связей знака-высказывания по К. Бюлеру.

Более подробно остановимся на следующих функциях речи:

1. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер

..............

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной деятельностью; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание; общение-диалог.

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма к деятельности в целом.

Достаточно результативным является и стиль общение-диалог, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Диалог выступает стимулом развития взаимоотношений. Однако диалог должен соответствовать определенным правилам общения, напр. Соблюдение дистанции, сохранение статусной позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция.

Исследования показывают, что довольно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия субъектов общения. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений. Превращение "дистанционного показателя" в доминанту общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы. Это ведет к упрочению авторитарного стиля их взаимоотношений.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму - общение-устрашение. Для личностно-развивающей стратегии взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия партнеров играет общение-заигрывание Стремясь побыстрее установить контакт, понравиться, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, один из собеседников начинают ........

Похожие работы на данную тему