Основная часть:
При характеристике психологии как науки следует отметить не¬которые особенности психологических знаний.
Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас.
Во-вторых, психологические знания характеризуются несовпа¬дением их житейского и научного смысла.
Третья особенность психологических знаний — важность их для для самопознания и самовоспитания.
Необходимо отметить, что в жизни мы часто пользуемся психо¬логическими знаниями. Однако обыденные и научные знания различа¬ются.
Основные задачи и трудности изучения психологии.
Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.
Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его форми¬рования как активного деятеля социального прогресса.
Принципы психологии:
- принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все пси¬хические явления причинно обусловленные объективной действитель¬ностью.
- принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как ус¬ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.
- генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количест¬венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо¬мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.
Принципы построения психологических исследований.
- Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.
Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.
Убедительным доказательством соблюдения принципа объектив¬ности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.
- Изучение психических явлений в их развитии. Важным прин¬ципом построения психологических исследований является изучение
психических явлений в их развитии.
- Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в госу¬дарствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.
Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое — дает возможность выявить взаимосвязь всех от¬дельных психических проявлений и найти то устойчивое, что харак¬теризует человека в целом.
Человек изучается в различных дисциплинах
..............
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1) объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие – чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи. «Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание». Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
(2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений.
Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.............
Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.
Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер – объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.
Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер – система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие – отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие «направленности личности». 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.
Формирование стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Кант: «характер – форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в неопределенной ситуации», «характер – достоинство человека». Кант говорит о том, что не у всех есть характер: «поведение человека без характера зависит от случая». Нет характера, но есть форма поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем (терапия Фрейда: «излечение словом»). Уход от проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок – привычка – характер – судьба. А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности – чувство, с которого начинается личность. Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2) физическая агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного решения своих проблем.
Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе натуральных.
Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Проблема выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость – совокупность свойств и типов поведения. Тип – их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга. 2) емкость – сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу – эмпирическая. Индукция. 2) сверху – стратегическая. Дедукция. Задачи выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная. Описание классов характера. Тип характера- отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности понять свой характер, получить возможности управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы.
Строение тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип» – целостная структура, а не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения – идеальные типы. Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции............