Вопросы по теме: Вопросы к Госэкзамену в МГОПУ им. Шолохова

Название работы: Вопросы к Госэкзамену в МГОПУ им. Шолохова

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

152 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Оглавление

1. Подходы к пониманию предмета психологии 5

2. Развитие психики в филогенезе. Возникновение сознания человека 6

3. Бессознательное в психике человека. Классы неосознаваемых процессов 7

4. Основные методы психологического исследования 8

5. Современная психология, ее задачи и место среди других наук 9

6. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Закон становления высших психических функций Л.С. Выготского 10

7. Психология деятельности 11

8. Ощущения: основные функции и виды. Взаимодействие ощущений. 12

9. Чувствительность и ее измерение 13

10. Динамика чувствительности. Адаптация и сенсибилизация органов чувств 14

11. Восприятие и его виды. Зависимость восприятия от особенностей личности и характера деятельности 15

12. Основные свойства восприятия 16

13. Внимание. Его виды и свойства 17

14. Методы изучения внимания 18

15. Память, ее функции и виды 19

16. Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти 20

17. Методы изучения памяти 21

18. Приемы эффективного запоминания материала 22

19. Мышление как психический процесс 23

20. Классификация видов мышления 24

21. Формы и операции мышления 25

22. Мышление и речь 26

23. Развитие мышления в онтогенезе 27

24. Воображение и его виды, связь воображения и мышления 28

25. Приемы творческого воображения 29

26. Подходы к определению интеллекта 30

27. Факторные модели интеллекта 31

28. Творческое мышление. Креативность личности и методы ее диагностики 33

29. Эмоции, их функции и классификация 34

30. Функциональные состояния организма и психики 35

31. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 36

32. Общее представление о защитных механизмах личности. Виды защитных механизмов 37

33. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевая регуляция деятельности 38

34. Потребности и мотивы 39

35. Подходы к изучению личности в современной психологии 40

36. Факторный подход к описанию личности 41

37. Психологическое описание личности 42

38. Структура личности в ортодоксальном психоанализе 43

39. Гуманистическая теория личности А.Маслоу 45

40. Представление о личности в индивидуальности в психологии А.Адлера 46

41. Психологические типы индивидуальности в характерологии К.Юнга 47

42. Современные модели темперамента 48

43. Общее представление о характере и его структуре. Соотношение темперамента и характера 49

44. Понятие социального характера в работах Э. Фромма 50

45. Клинический подход к изучению характера 51

46. Самосознание личности: «я» - концепция, самооценка, уровень притязаний…………51

47. Задатки и способности 53

48. Структура и уровень развития способностей 54

49. Предмет, цели и задачи курса «методика преподавания психологии» 55

50. Дидактические функции таблиц и графиков в обучении психологии 56

51. Лекция: виды, содержание, особенности подготовки для различных категорий обучающихся 57

52. Проблемная лекция: цели, методики произведения 58

53. Принцип наглядности в обучении психологии 59

54. Учебные задачи: виды и особенности их использования в процессе обучения психологии 60

55. Методика подготовки и проведения семинарских занятий 61

56. Методика подготовки и проведения практических занятий 62

57. Игра как форма организации учебной деятельности студентов 63

58. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии 64

59. Самостоятельная работа студента, цели и особенности организации 65

60. Популярная лекция в просветительской деятельности психолога 66

61. Место и роль технических средств в преподавании психологии 67

62. Требования к разработке учебных программ по психологии 68

63. Психолого-педагогические требования к изложению содержания лекции 69

64. Занимательная психология в просветительской деятельности психолога 70

65. Педагогические технологии контекстного обучения преподавания психологии 71

66. Психологический тренинг: цели, технологии проведения 72

67. Игровые формы контекстного обучения (например, деловая игра) 73

68. Влияние личности преподавателя на эффективность учебных занятий 74

69. Содержание и методика организации психологического лектория для родителей 75

70. Содержание и методика организации психологического лектория для учителей 76

71. Содержание и методика организации психологического лектория для школьников 77

72. Виды деятельности преподавателя: обучающая, исследовательская, научно- методическая 78

73. Психологические особенности общения лектора с аудиторией 79

74. социометрические техники работы психолога с семьей 80

75. структурная модель психологического консультирования семьи ( с.минухин, б. монтальво, б. генри) 81

76. психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем м.боуэна (психодинамическая модель) 82

77. коммуникационная модель психологического консультирования семьи (в.сатип, дж.гриндер, р.бендлер, п.вацлавик) 83

78. понятие об идеальной семье в концепции к. роджерса. Роль семейного терапевта 85

79. работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами 86

80. работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье 88

81. работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами 90

82. отечественные и зарубежные концепции профориентации 91

83. основные направления и этапы профориентационной работы в школе 93

84. групповая и индивидуальная профконсультация: виды, методы 94

85. профпросвещение: задачи и методы работы. Модель принятия решения по выбору профессии 95

86. профессиональная информация: структура, источники информации, методы работы 96

87. классификация профессий е.в. Климова………………………………………………….96

88. методы изучения профессиональных склонностей и направлений…………………….97

89. профессиональное самоопределение в онтогенезе 99

90. основные направления деятельности службы управления персоналом 101

91. подбор: поиск и отбор персонала 102

92. мотивация деятельности персонала и технология ее формирования 104

93. корпоративная культура. Основные пути и методы ее формирования 105

94. виды конфликтов на предприятии, пути их предупреждения и разрешения 106

95. влияние ситуационных и личностных фактов на развитие кризисных состояний 107

96. понятие посттравматической стрессовой реакции: взгляды на проблему 109

97. основные направления работы с людьми, пережившими психологическую травму 110

98. теоретические постулаты биоэнергетического анализа (Фрейд, райх, лоуэн). Телесный и характерологический панцирь 111

99. основные принципы работы с телом, телесная локализация психологической проблематики 113

100. основная процедура трансактного анализа 115

101. роль сценарного анализа в процессе психодиагностики 117

102. типы психотерапевтических групп 119

103. фазы развития психотерапевтических групп 120

104. понятие дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза 121

105. психологические механизмы аномального развития личности. Нарушения эмоционально-смысловой сферы 123

106. аномальное развитие характера. Акцентуации характера и психопатии. Их типы. 125

107. основные виды нарушений познавательных процессов (в нейро- и патопсихологии) 127

108. структурно-функциональная модель мозга. Виды нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга 129

109. принципы построения патопсихологических исследований 131

110. основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история 132

111. психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина 133

112. понятие надежности и валидности диагностической методики. Способы определения надежности и валидности 134

113. подходы к пониманию нормы в психодиагностике 135

114. психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога 136

115. психодиагностика личности 137

116. методы диагностики познавательной сферы и интеллекта 139

117. средство психодиагностической деятельности практического психолога 141

118. понятие психологического консультирования. Цели и задачи, принципы консультирования 142

119. этапы консультативного процесса 143

120. основные приемы ведения беседы 144

121. специфика дистантного консультирования 146

122. гуманистически- ориентированное консультирование 147

123. гештальт-ориентированное консультирование 148

124. бихевиоральное-ориентированное консультирование 150

125. предмет, цели, задачи когнитивно-ориентированного консультирования 150

126. когнитивная теория а.бека. когнитивное искажение. Стратегии когнитивно-ориентированного консультирования 151

127. основные теоретические аспекты рационально-эмотивной терапии а.эллиса 152

Выдержка:

1. Подходы к пониманию предмета психологии

Предметом психологии являются законо¬мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен¬ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель¬ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе¬реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю¬дению и именуемых психикой.

Psyche (греч.) – душа. Logos (греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – наука о душе (психике). Другие определения: изучает психические явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие (здесь психика такова, какова деятельность) и функционирование психики (здесь деятельность такова, какова психика) и деятельности (Леонтьев).

81. работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами

Проблемы: Между родителями и детьми юношеского возраста не складываются нормальные взаимоотношения. Родители детей-старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.

Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую процессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей. Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком старшего школьного возраста возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек (отчим мачеха). Между детьми разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения. Рассмотрим последовательно случаи, соответствующие этим вариантам, с точки зрения практики проведения психологического консультирования.

Рассмотрим проблему профориентации подростка. Если, обучаясь в старших классах школы, юноша или девушка намерены сами выбрать себе профессию, которая по тем или иным причинам не вполне устраивает их родителей, то в этом случае родителям разумнее всего поступить следующим образом. Во-первых, попытаться понять, почему их ребенок принял именно такое решение, а не то, которое предлагают родители. Во-вторых, постараться отыскать такие веские аргументы в пользу защищаемой профессии, которые соответствовали бы потребностям и интересам ребенка.

Ошибка, которую в решении этого вопроса часто совершают многие родители, состоит в том, что они разговаривают со старшеклассниками так, как будто родители безусловно и во всем правы, а дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не может один человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться. Родительские аргументы и факты, которыми они пытаются убедить своего ребенка при выборе профессии, должны быть так же мотивированы, как аргументы детей. Тогда они лучше смогут понять правоту своих родителей.

Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более - его осуждать, необходимо постараться его понять.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.

Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.

Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить другому свою позицию и далее придерживаться ее.

Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.

128. основные этапы когнитивно-ориентированного консультирования. когнитивные и поведенческие техники, используемые в когнитивно-ориентированном консультировании.

1. Знакомство. 2 Определение проблемного мешающего поведения, (с помощью эмпатичного слушания.) 3. Определение форм искажения в поведении и в реакции на ситуацию, (искажения: персонализация, дихотомическое мышление - мысли крайностями, избирательная абстракция, произвольные умозаключения, сверхобщительноть, преувеличение). 4. Разработка новой модели поведения (через новые формы поведения, домашнее задание и т.д.) 5. Проверка нового выбранного поведения, работа над ошибками проработка опять пункта 3.

1-3 ТЕХНИКИ КОГНИТИВНЫЕ, С -ТЕХНИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ.

1. Идентификация автоматических мыслей. Применяется заполнение пустоты - этот метод помогает клиенту при расстройствах чрезмерного стыда, тревоги, гнева или печали в межличностных ситуации. Заполняет пустота (В) между «А и С»: А - возбуждающее событие, С - срезмерная, неадекватная реакция, В - пустота, в сознании пациента, которая служит мостом между А и С. Пустота заполняется через элементы системы убеждений пациента.

2. Коррекция автоматических мыслей включает в себя декатастрофизацию, реатрибуцию, переформулирование, децентрализацию. Декатастрофизация - говорится о снижении катастрофизации (склонности клиента преувеличивать все до катастрофы). Это техника - «а что, если» - преднозначена для исследования действительных, фактических событий и последствий, которые в представлении клиента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги.

Техника помогает подготовиться к последствиям, сопряженных со страхом.

Сама техника: клиент описывает один из своих супер страхов и психолог приравнивает вместе с клиентом его страх по 100 бальной шкале например с потерей близкого человека и т.д.. Реатрибуция - проверка правильности автоматических мыслей и убеждений, рассматриваются альтернативные причины событий.

Похожие работы на данную тему