Введение:
С 1 июля 2002 года вступил в действие УПК РФ. Но-вый уголовно-процессуальный закон коренным образом из-менил основы деятельности право¬охранительной системы, коснулся каждой сферы правоприменения в данной области. Можно сказать, что судебно-правовая реформа, о необхо-димости ко¬торой так много говорилось и писалось в по-следнее время, сделала свой основ¬ной шаг.
УПК РФ, как отмечается в Приказе Генерального про-курора РФ №28 "Об организации работы прокуроров в су-дебных стадиях уголовного судопроизвод¬ства (далее При-каз №28), закрепил ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопро-изводства, одним из главных принципов его стала состя-зательность сторон, отменен институт воз¬вращения уго-ловных дел для дополнительного расследования. На суд возложе¬на исключительно функция разрешения дела, его деятельность лишилась элементов обвинительного уклона.
Сама по себе функция поддержания государственного обвинения являет¬ся сложной и объемной, государственное обвинение представляет собой логи¬ческое завершение все-го уголовного преследования, в связи с чем, УПК РФ ока-зал на него наибольшее прямое и косвенное влияние.
В данной работе рассматривается процессуальное по-ложение прокурора на досудебных стадиях уголовного су-допроизводства
..........
Глава 2:
Главное новшество УПК РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагива¬ющих наиболее важные консти-туционные права и свободы человека и гражданина.
В соответствии ч.2 ст. 37 УПК РФ, в ходе досудеб-ного производства по уголовному делу прокурор уполномо-чен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установ-ленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 УПК;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на осно-вании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему про-курору, следователю, дознавателю, а также их самоотво-ды;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальней-шего производства расследования, если ими допущено на-рушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
..........
Заключение:
В данной работе было рассмотрено процессуальное положение прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В результате можно сделать следующие выводы.
Положения действующего законодательства о прокура-туре в Россий¬ской Федерации (Конституции Российской Фе-дерации, Закона РФ «О прокуратуре в РФ») позволяет вес-ти речь о следующих ее функциях и основных направлениях деятельности прокуратуры в области уголовного судопро-изводства: 1) надзор за процессу¬альной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия 2) уголовное преследование.
Вступивший в действие с 01.07.2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации существенно изменяет роль прокуратуры в уголовном судопроизводстве прежде всего за счет расширения полномочий суда и огра-ничения полномочий прокуратуры в досудебных стадиях. Такое положение объясняется не столько введением судеб-ного контроля, который является положительным фактором и в целом оправдывает себя, поскольку создает дополни-тельную и весьма эффективную гарантию законности рас-следования, сколько передачей суду права принимать ре-шения, по существу санкционировать наиболее важные про-цессуальные решения следователя, ограничивающие консти-туционные права участников процесса.
.........