Введение:
Тема данной курсовой работы, раскрывающая основные направления, задачи и проблемы формирования социально-психологической готовности к школе, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Психологическая часть проблемы обучения и воспитания шестилетних детей – обеспечение оптимальных условий психического развития детей старшего дошкольного возраста – выступает в качестве чрезвычайно важной исследовательской и практической задачи.
В условиях постоянно растущих требований, предъявляемых современной школой, дети далеко не с одинаковой успешностью “вживаются” в новые условия жизнедеятельности. Требования, предъявляемые школой ребенку, связаны, как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств, наличие которых и определяет его социально-психологическую готовность к школе.
Данная тема привлекла меня тем, что и в педагогике, и в современной психологической науке сформированность у детей психологических предпосылок к обучению вызывает наибольшую тревогу у специалистов, занимает одно из центральных мест в их исследованиях.
Целью данной курсовой работы является изучение сформированности психологических качеств ребенка, психологических предпосылок к обучению в школе, исходя из переходного характера шестилетнего возраста.
При написании курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть социально-психологическую готовность к обучению в школе через ее проявления в сформированности основных психических сфер ребенка (мотивационной, умственной, нравственной, волевой);
.........
Глава 2:
Информация об уровне психологической готовности ребенка к обучению в школе может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем диагностических испытаний с помощью специальных методик.
Исходными в разработке критериев психологической готовности к школе в отечественной психологии являются положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
В качестве показателей готовности к обучению в школе могут выступать:
• уровень произвольности поведения и деятельности ребенка как одной из предпосылок учебной деятельности;
• личностные характеристики, включающие особенности общения и эмоциональной сферы;
• наличие желания идти в школу;
• умение организовывать свою двигательную активность;
• умение действовать в соответствии с указаниями взрослых и в соответствии с принятым намерением;
• достаточная продолжительность умственной работоспособности;
• наличие определенного уровня познавательного отношения к действительности;
• умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира;
• умение пользоваться знаком как средством в познавательной деятельности.[5;с.17].
Для определения готовности к школе применяются различные методики. Выбор их для индивидуального обследования детей обусловлен:
Во-первых, пригодностью той или иной методики для выявления признаков готовности детей к обучению в школе;
Во-вторых, направленностью на выявление новообразований психики;
В-третьих, доступностью для детей 6-7 лет;
В-четвертых, разработанностью критериев оценки получаемых результатов, по которым диагностируется уровень сформированности того или иного процесса, функции;
В-пятых, информативностью, экономичностью во время проведения, простотой использования и материального обеспечения исследования, возможностью введения помощи (положение Л.С.Выготского “О зоне ближайшего развития”).
........
Заключение:
Начало обучения в школе – важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Успехи ребенка в школе во многом определяются уровнем его социально-психологической готовности к обучению.
Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
• Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
• Использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
• Формировать способность к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
• При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций, волевой регуляции и др.
.....