Курсовая практика по теме: Психологическая готовность детей к школе

Название работы: Психологическая готовность детей к школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Социально-психологическая готовность детей к обучению в школе (теоретическая часть). 6

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 6

§ 2. Интеллектуальная готовность. 9

§ 3. Личностная готовность. 13

§ 4. Волевая готовность. 16

Глава II. Выявление уровня психологической готовности дошкольников к обучению в школе (экспериментальная часть). 18

Заключение 24

Литература 25

Выдержка:

Введение:

Тема данной курсовой работы, раскрывающая основные направления, задачи и проблемы формирования социально-психологической готовности к школе, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Психологическая часть проблемы обучения и воспитания шестилетних детей – обеспечение оптимальных условий психического развития детей старшего дошкольного возраста – выступает в качестве чрезвычайно важной исследовательской и практической задачи.

В условиях постоянно растущих требований, предъявляемых современной школой, дети далеко не с одинаковой успешностью “вживаются” в новые условия жизнедеятельности. Требования, предъявляемые школой ребенку, связаны, как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств, наличие которых и определяет его социально-психологическую готовность к школе.

Данная тема привлекла меня тем, что и в педагогике, и в современной психологической науке сформированность у детей психологических предпосылок к обучению вызывает наибольшую тревогу у специалистов, занимает одно из центральных мест в их исследованиях.

Целью данной курсовой работы является изучение сформированности психологических качеств ребенка, психологических предпосылок к обучению в школе, исходя из переходного характера шестилетнего возраста.

При написании курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:

• Рассмотреть социально-психологическую готовность к обучению в школе через ее проявления в сформированности основных психических сфер ребенка (мотивационной, умственной, нравственной, волевой);

.........

Глава 2:

Информация об уровне психологической готовности ребенка к обучению в школе может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем диагностических испытаний с помощью специальных методик.

Исходными в разработке критериев психологической готовности к школе в отечественной психологии являются положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

В качестве показателей готовности к обучению в школе могут выступать:

• уровень произвольности поведения и деятельности ребенка как одной из предпосылок учебной деятельности;

• личностные характеристики, включающие особенности общения и эмоциональной сферы;

• наличие желания идти в школу;

• умение организовывать свою двигательную активность;

• умение действовать в соответствии с указаниями взрослых и в соответствии с принятым намерением;

• достаточная продолжительность умственной работоспособности;

• наличие определенного уровня познавательного отношения к действительности;

• умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира;

• умение пользоваться знаком как средством в познавательной деятельности.[5;с.17].

Для определения готовности к школе применяются различные методики. Выбор их для индивидуального обследования детей обусловлен:

Во-первых, пригодностью той или иной методики для выявления признаков готовности детей к обучению в школе;

Во-вторых, направленностью на выявление новообразований психики;

В-третьих, доступностью для детей 6-7 лет;

В-четвертых, разработанностью критериев оценки получаемых результатов, по которым диагностируется уровень сформированности того или иного процесса, функции;

В-пятых, информативностью, экономичностью во время проведения, простотой использования и материального обеспечения исследования, возможностью введения помощи (положение Л.С.Выготского “О зоне ближайшего развития”).

........

Заключение:

Начало обучения в школе – важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Успехи ребенка в школе во многом определяются уровнем его социально-психологической готовности к обучению.

Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

• Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

• Использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

• Формировать способность к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

• При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций, волевой регуляции и др.

.....

Похожие работы на данную тему