Введение:
Тема данной курсовой работы, раскрывающая основные направления, задачи и проблемы формирования социально-психологической готовности к школе, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Психологическая часть проблемы обучения и воспитания шестилетних детей – обеспечение оптимальных условий психического развития детей старшего дошкольного возраста – выступает в качестве чрезвычайно важной исследовательской и практической задачи.
В условиях постоянно растущих требований, предъявляемых современной школой, дети далеко не с одинаковой успешностью “вживаются” в новые условия жизнедеятельности. Требования, предъявляемые школой ребенку, связаны, как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств, наличие которых и определяет его социально-психологическую готовность к школе.
Данная тема привлекла меня тем, что и в педагогике, и в современной психологической науке сформированность у детей психологических предпосылок к обучению вызывает наибольшую тревогу у специалистов, занимает одно из центральных мест в их исследованиях.
Целью данной курсовой работы является изучение сформированности психологических качеств ребенка, психологических предпосылок к обучению в школе, исходя из переходного характера шестилетнего возраста.
При написании курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть социально-психологическую готовность к обучению в школе через ее проявления в сформированности основных психических сфер ребенка (мотивационной, умственной, нравственной, волевой);
• Охарактеризовать особенности и возможности шестилетних детей, показать сущность переходного характера этого возраста;
• Сопоставить и проанализировать результаты экспериментальной части курсовой работы, выявить некоторые закономерности, тенденции и проблемы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Глава 2:
Вторую группу составили те (86%), кто ошибочно выполнив задание, оценили его положительно, и те (14%), кто сумел отметить свои недостатки. Можно предположить, что первая группа и часть второй (14%) способны качественно производить сравнение.
Третья группа состояла из детей, кто не выполнил вторую часть задания. На вопрос: в чем причина, ответ получен не был. Тогда этим детям предложено было рассмотреть работы товарищей и определить, кто из них выполнил задание правильно, а кто ошибся. Большинство (примерно 58%) справились с заданием. Следовательно, третья группа не смогла продолжить задание не из-за неспособности вычленить образец, а в силу какой-то другой причины.
Аналогичное задание – оценить работы товарищей – получили и первые две группы (кто успешно справился с заданием и сумел оценить свою работу), анализируя работы своих товарищей, допускали ошибки. Более того, некоторые дети предварительно пытались узнать имя исполнителя. По-видимому, они ориентировались на конкретную личность, на оценку его деятельности взрослым. Что касается второй группы, почти половина из них смогла безошибочно выполнить это задание. Следовательно, причина затруднений и ошибок в оценке собственных результатов – не низкий уровень мыслительных операций, не неумение анализировать и сравнивать (как могло показаться вначале), а несформированность к этому возрасту такого новообразования, как способность критически относиться к своей работе.
Подводя итоги выполнения второй части задания методики “Графический диктант”, можно выделить следующие причины возникших у детей затруднений – низкая работоспособность, быстрая утомляемость, недостаточная самомотивация, неспособность выделить образец, адекватно оценивать результаты работы.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают относительно высокий уровень развития произвольного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, недостаточную самомотивацию, умение действовать в соответствии с указаниями взрослых.
Результаты, полученные в ходе выполнения исследования, можно считать объективными, так как они являются близкими по значению с результатами исследований под руководством Л.А.Григорович, которые проводились на базе десяти дошкольных учреждений г. Москвы, по данной методике группой исследователей было обследовано 354 дошкольника. [6;с.68-70].
Заключение:
Начало обучения в школе – важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Успехи ребенка в школе во многом определяются уровнем его социально-психологической готовности к обучению.
Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
• Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
• Использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
• Формировать способность к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
• При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций, волевой регуляции и др.
Психологическая готовность к обучению в школе формируется постепенно и является итогом всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве.