Введение:
Актуальность исследования. Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".
А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".
И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."
Таким образом, основная цель нашей работы – изучение особенностей диагностической и коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к обучению в школе.
Глава 2:
В интеллектуальной подготовке дошкольников к обучению мы использовали коррекционно-развивающие занятия, разработанные Л.И.Катаевой [24]. Занятия представляют собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий. При¬мерный календарно-тематический план их проведения состав¬лен с учетом различных времен года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.
Предлагаемые игры и игровые задания направлены на раз¬витие тех или иных психических функций, а также определен¬ных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).
Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и за¬дания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.
Многолетний опыт работы с детьми показал, что необходи¬мо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью это¬го комплекса являются особые упражнения на релаксацию, по¬зволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоцио¬нальное напряжение, развивать воображение и фантазию малышей.
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются рас¬слабляющей музыкой (например, американского композитора Майкла Роланда).
Занятия состоят из четырех частей и занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психо¬логическим и физическим возможностям старшего дошколь¬ника. (Исключение составляют январское и апрельское заня¬тия — в них меньше частей.)
В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и упражнений можно менять.
Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они прово¬дятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца — если два раза в неделю.
Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из ше¬сти детей в возрасте 6-7 лет.
Для успешного проведения занятий психолог должен пред¬варительно подготовить весь необходимый материал, включая музыкальное сопровождение.
Конспекты занятий см. в приложении 7.
Заключение:
Актуальность темы нашего исследования обосновывалась зависимостью от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, успешности его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его психического самочувствия.
Целью нашей работы было изучение особенностей диагностической и коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к обучению в школе.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему психологической готовности детей к обучению в школе, рассмотрели характеристики старшего дошкольного возраста, особенности диагностической и коррекционной работы по подготовке их к школе.
Целью эмпирического исследования было подтверждение гипотезы о том, что выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа.
На первом этапе исследования мы провели первичную диагностику психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Полученные результаты были использованы нами для того, чтобы на втором этапе исследования составить и апробировать программу психологической подготовки дошкольников к обучению в школе.
Для оценки эффективности реализованной программы на третьем – контрольном этапе эксперимента – мы провели повторную диагностику готовности дошкольников к обучению в школе.
На первом этапе эксперимента первичная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению показала, что больше половины обследуемых детей имеют низкий уровень готовности. Так же результаты диагностики позволили выделить направления коррекционно-развивающей работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы мы реализовали комплекс мероприятий направленных на социально-психологическую, интеллектуальную и личностную подготовка к школе.
Для реализации первого направления коррекционно-развивающей работы были использованы игры и упражнения К. Фопеля, второго - коррекционно-развивающие занятия, разработанные Л.И. Катаевой, третье направление коррекционно-развивающей работы реализовывалось совместно с воспитателями подготовительных к школе групп и учителей начальных классов.
Мы разработали и провели совместно с воспитателями подготовительных групп серию мероприятий по воспитанию у дошкольников интереса к школе, повышению уровня школьной мотивации.
Анализ результатов вторичной диагностики и их сравнение с результатами докоррекционной диагностики показал, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень социально-психологической, интеллектуальной и личностной готовности дошкольников к обучению в школе.