Введение:
В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.
Во многих государствах, которые относятся к унитарным (Франция, Китай, Тур¬ция, Япония и др.) межбюджетные отношения не следует отождествлять с понятием бюджетного федерализма, поскольку в этих странах бюджетная система, как это было в СССР, представляет собой единый государственный бюджет, а не систему са¬мостоятельных бюджетов, что и является специфической чертой в бюджетном феде¬рализме.
Хотя с правовой точки зрения Россия представляет собой федерацию, сложившаяся система политических и фискальных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти сталкивается с серьезными проблемами, говорится в отчете, опубликованном компанией Standard & Poor’s. К сожалению, политика фискальной децентрализации, предложенная в правительственной «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», остается нерешительной и противоречивой.
Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. ...
Глава 2:
Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему рас¬пределения поступлений между конкретными бюджетами – феде¬ральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетны¬ми фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюд¬жетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распреде¬ления налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджет¬ной системы РФ утверждаются Федеральным законом «О федераль¬ном бюджете» на срок не менее трех лет.
В связи с этим доходы делятся на собственные и несобствен¬ные. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:
1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления.
Несобственными доходами являются регулирующие доходы и финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов пони¬маются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной фи¬нансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Общая структура поступлений государственного (консолидиро¬ванного) бюджета России в последние годы отражена в табл. 1.
Таблица 1
Структура поступлений консолидированного бюджета РФ в 1999—2003 гг.
(без учета трансфертов), %
......
Заключение:
Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уров¬ней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;
высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;
активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
В связи с формированием российского федеративного государства складывается система бюджетного федерализма. Однако эта система имеет ряд существенных недостатков: ......