Контрольная работа по теме: Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения

Название работы: Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 5

2. ЛОГОРИТМИКА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Выдержка:

Введение:

Рост числа детей, имеющих различные речевые и неречевые проблемы, вызывает необходимость работы в тесном контакте воспитателя, логопеда и му-зыкального работника. Владея музыкальным инструментом и методикой музы-кального воспитания, музыкальный руководитель может способствовать работе логопеда посредством логоритмики. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двига-тельного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррек-ции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

 оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие ды-хания, моторных функций и др.);

 образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.);

 воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, вос-питание личностных качеств, чувства коллективизма и др.);

 коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).

Логоритмическое воспитание осуществляется посредством системы лого-ритмических занятий. Каждое занятие представляет собой комплекс логорит-мических упражнений, направленных на решение конкретных задач:

 упражнение детей в маршировке и движений в разных направлениях (вводные упражнения);

........

Часть 2:

Логопедическая ритмика до настоящего времени не рассматривается орга-ническим компонентом в коррекционно-педагогическом процессе у детей с ДЦП. Таким образом, обнаруживается явное противоречие между современ-ным уровнем развития науки и сложившейся практикой реабилитационных мероприятий. Однако исследования показывают, что повышение эффективно-сти коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии у детей с ДЦП может быть достигнуто реализацией логопедической ритмики как коррек-ционно-педагогической интегративной патогенетической методики, стимули-рующей интенсивное формирование гностико-психомоторных функций, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и речи в игро-вой деятельности. Коррекцию дизонтогенетических нарушений возможно осуществлять средствами логопедической ритмики на основе нейропсихологи-ческого подхода за счет нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Можно предположить, что коррекционно-развивающий потенциал логопедической ритмики увеличивается путем интенсивного развития музы-кально-ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.

Несмотря на более чем столетний период изучения дизартрии у детей с ДЦП и достаточно плодотворные методы коррекции этого сложного речевого дефекта, реабилитация и воспитание детей в силу тяжести и распространенно-сти этой неврологической патологии продолжает оставаться крайне трудоем-ким и малоэффективным процессом. Специализированные интегральные пси-холого-педагогические способы коррекции этого вида дизонтогенеза с позиций высокоинформативного нейропсихологического подхода отсутствуют, имеются лишь отдельные публикации по исследованию речевого дефекта в этом аспек-те.

Хотя значение ритмического и логоритмического воздействия на детей с речевой патологией подчеркивается некоторыми исследователями, рекоменда-ции клиницистов по использованию логоритмического воспитания в реабили-тации детей с церебральной патологией носят исключительно декларативный характер. Так как коррекционно-дидактический потенциал музыкально-ритмический средств не определен, проблема использования логопедической ритмики в коррекции дизартрии продолжает оставаться мало исследованной. Между тем, использование музыкальных средств без должного научного обос-нования не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд, особенно в неврологической педиатрической практике.........

Заключение:

Анализ литературных данных по проблеме дизартрии у детей с церебраль-ным параличом свидетельствует о высокой актуальности и перспективности нейропсихологического подхода в исследовании структуры речевого дефекта и разработке на этой основе базовой методики логопедической ритмики.

Разработанная комплексная методика логоритмического исследования со структурно-уровневым нейропсихологическим анализом неречевых и речевых функций детей с дефицитарным дизонтогенезом имеет существенную диагно-стико-прогностическую ценность, позволяя реализовать дифференцированный подход в логоритмическом воздействии на разные формы дизартрии.

Коррекция и воспитание детей с дизартрией осуществляется за счет инте-грации межанализаторного взаимодействия путем интенсивного формирования музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы в логоритми-ческом процессе, приводящее к нормализации неречевых и речевых функций.

Наличие динамики мотивации и музыкально-ритмических способностей является прогностически позитивным фактором в коррекции всех компонентов структуры речевого дефекта, стимулом и источником формирования высших психических функций при логоритмическом воздействии.

Высокая эффективность дифференцированного использования логопеди-ческой ритмики в преодолении дизартрии основана не только на активации от-носительно сохранных гностико-психомоторных и речевых функций, но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и формирования.

Логопедическая ритмика как базовая интегративная коррекционно-педагогическая методика, основанная на патогенетической обусловленности и психофизиологической естественности воздействия, обогащает реабилитаци-онный комплекс медико-социальных программ.....

Похожие работы на данную тему