Введение:
Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой пси-хического развития началось сравнитель¬но недавно – около 20 лет назад. Ранее эти дети иссле¬довались главным образом с клинических (психоневроло¬гических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психоло¬гические особенности. До 70-х гг. психологи-ческие рабо¬ты на эту тему имели более общую направленность: в них рассмат-ривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую, естественно, входи-ли и дети с задержкой пси¬хического развития, однако лишь как часть ее.
Понятие задержки психического развития (как и понятие умственной от-сталости) психолого-педа¬гогическое и характеризует отставание в развитии пси¬хической деятельности ребенка как целого. Основной причиной такого от-ставания являются слабовыраженные (минимальные) органические поврежде-ния мозга, или врожденные, или полученные во внутриутробном, приро¬довом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Небла¬гоприятные социальные факто-ры усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную (или хотя бы основную) его причину. Термин «задержка» под¬черкивает вре-менной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный харак¬тер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем ус-пешнее, чем адекватнее и раньше создаются усло¬вия обучения и развития детей рассматриваемой катего¬рии.
.........
Основная часть:
Процесс осуществления совместной деятельности субъектов образова-тельного процесса по коррекции ЗПР в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой ими в определённой временной последовательности по этапам жизненного цикла. На каждом из этих этапов происходят наиболее существен-ные качественные изменения в содержании и организации совместной деятель-ности указанной категории педагогических работников. Для выявления харак-тера этих изменений необходимо специально обратиться к проблеме деятельно-сти и совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
Теория деятельности является одной из ведущих теорий психологической науки в России. Она была создана в отечественной психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет благодаря работам Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. В то же время различные варианты теории деятельности созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгстрем) и других стра-нах.
Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающе-го мира, включая самого человека и условия его существования. С точки зрения А.Н. Леонтьева деятельность так же может быть рассмотрена как некоторая бо-лее или менее сложная совокупность или систем процессов, которые осуществ-ляют некоторые определенные жизненные отношения индивида. В.И. Слобод-чиков на основе анализа философской и психологической литературы зафикси-ровал, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие, одно из которых: деятельность как процесс самоизменения человека в ходе обстоятельств своей жизни.
Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с детьми с ЗПР, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направле-ний деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррек-ционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психоло-гии и педагогики.
В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности, не ве-дется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельно-стью и единым педагогическим процессом.
Чтобы выяснить сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ЗПР, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилак-тика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др
...........
Заключение:
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) видят цель коррекционной работы в том, что она должна определяться понима-нием закономерностей психического развития ребенка как активного деятель-ностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме ус-воения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; цели коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы; цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у ребенка их достигнуть; наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологиче-ские возможности школьника, коррелировать с существующими социально пе-дагогическими условиями и микросоциумом ребенка.
Цели и задачи психолого-педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельно-сти и поведению, вытекающие из закономерностей психолого-педагогического процесса, то есть на психолого-педагогические принципы.
..........