Введение:
В последнее десятилетие изменился характер обучения, вызвавший новые образовательные тенденции:
массовый характер образование и его непрерывность как новое средство;
значимость образования как для индивида, так и для общественных ожи-даний и норм;
ориентация на активное освоение человеком способов познавательной дея-тельности;
адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям лично-сти;
ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Каковы же цели и ценности современного образования? В моем понима-нии - это создание наиболее благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Поэтому задачи школы: раскрыть индивидуаль-ность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избира-тельность и устойчивость к социальным воздействиям.
В школе должна быть создана образовательная среда, где любой ребенок мог проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. Отсюда следует, что дифференциация образования не цель, а средство развития и становления индивидуальности. Только раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно - ориентированного об-разования в школе.
Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, ов-ладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Приоритет-ным сегодня рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», поя-вившееся в школе с началом модернизации. Становление и развитие компе-тентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью об-разовательного процесса в средней школе.
Все возрастающие объемы информации уже сегодня требуют пересмотра известных и достаточно разнообразных методик преподавания. Единственное, рациональное и результативное решение состоит в осознании учителем при-оритетности творческих технологий обучения, конечным результатом которых является получение учащимися собственных знаний. Результативность обуче-ния истории достижима при таком обучении лишь при условии учета так назы-ваемых особенностей индивидуальных образовательных траекторий. Непосред-ственным и единственным критерием оценки той или иной технологии обуче-ния является личностный рост результатов обучения. Качественное решение целей и задач обучения возможно лишь на основе системного подхода.
Глава 3:
Система образования в Российской Федерации представляет собой сово-купность подсистем преемственных образовательных программ и государст-венных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов; подсистем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Подсистемами федеральной образовательной системы, обладающими своими особыми системными свойствами, являются территориальные образо-вательные системы - региональные, муниципальные, городские, областные и пр. Жизнедеятельность этих образовательных систем различается по условиям существования и различного социокультурного окружения, по традиционно сложившимся функциональным ориентациям различных образовательных уч-реждений.
В свою очередь, образовательные учреждения все вместе и каждое в от-дельности - подсистемы территориальных образовательных систем. И каждое учреждение, как единица территориальной и федеральной систем, реализует, создает и включает в практику новые образовательные программы или их кон-кретный набор, способствуя процессу деверсификации и вариативности в сис-теме образования в целом.
Столь сложная, многоступенчатая зависимость показательна для понима-ния масштаба внешнего влияния, которое оказывается на образовательное уч-реждение, а также для концентрации внимания на ответственности каждого об-разовательного учреждения за свою роль (качество и эффективность деятельно-сти) в системе образования.
Развитие дополнительного образования детей нельзя рассматривать в от-рыве от тех перемен, которые происходят в образовании в целом, ведь страте-гия модернизации общего образования предусматривает изменение его целей и подходов к отбору содержания. Поэтому, несмотря на разницу в условиях и со-держании учебного процесса, педагогам общего и дополнительного образова-ния детей, школьным учителям и педагогам дополнительного образования бы-ло бы крайне полезно выработать единое понимание сущности образования и его целей.
Основными показателями качества образования являются его релевант-ность (соответствие его целей и результатов социальным ожиданиям), резуль-тативность (соответствие результатов целям), эффективность (приемлемая "со-циальная цена" достижения образовательных результатов).
Необходимость модернизации общего образования, достижения нового качества образования обусловлена рядом обстоятельств.
Первое из них - разрыв между ожидаемыми и реальными результатами школьного образования, который выражается в недостаточном уровне подго-товленности выпускников школы к самостоятельному решению проблем в ме-няющемся обществе. Главная причина этого разрыва заключается в несоответ-ствии традиционных целей школьного образования современным тенденциям развития общества, которые порождают и новые требования к личности.
К числу таких тенденций относится, прежде всего, ускорение темпов раз-вития общества, которое ставит школу перед парадоксальной проблемой: шко-ла должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. В этих условиях значимым результатом образования становится развитие такого качества личности как обучаемость. Между тем, в существующей сис-теме образования приоритет отдается достижению определенного уровня обу-ченности учащихся.
Заключение:
Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Базовым звеном модернизации образования является общеобразовательная школа, первостепенной задачей которой становится достижение нового, совре-менного качества образования. Новое качество образования - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способно-стей, представляющих собой условие для успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколе-ниями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания.
Достижение заявленных ориентиров связано, прежде всего, с интенсивным развитием вариативного образования, а также переосмыслением задач воспита-ния как первостепенного приоритета в образовании: воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходи-мой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Завершить размышления о приоритетах и ценностях современного образо-вания хочется обращением к народной мудрости, которая гласит: «Если ты хо-чешь накормить человека, можешь дать ему рыбу. Если хочешь сделать его сы-тым всю жизнь - научи ловить рыбу». Научить мыслить, разбудить, «образо-вать» интеллект - вот путь к процветанию народа и нации.