Введение:
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с недостатками развития неоспорим. Значительную часть проблемных детей составляют дети дошкольного возраста с речевыми недостатками. По данным обследования, число их составляет 52-76% от общего числа воспитанников. Эти цифры не просто настораживают, они говорят о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения.
Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям только в рамках специализированных учреждений сегодня уже невоз-можно. А значит, необходимо создать такую модель коррекционно-педагогической работы, которая бы оптимально встраивалась в образовательно-воспитательный процесс всех возрастных групп массового дошкольного учре-ждения.
Организатором и ведущим исполнителем этой работы должен быть только логопед. Однако в отличие от логопедических детских садов и групп, где дея-тельность данного специалиста ограничивается одной автономной группой де-тей, в условиях ДОУ общего типа он возглавляет логопедический процесс во всем детском учреждении.
Основными задачами логопеда в последнем случае являются:
организация работы по предупреждению возникновения речевых дефек-тов, стимуляция развития речи и своевременная коррекция нарушений у детей младших возрастных групп (от 2 до 4-5 лет);
непосредственная коррекция речевых расстройств у детей старшего до-школьного возраста (от 5 до 7 лет).
........
Часть 3:
Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симпто-матикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении моз-говых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нерв-но-психических нарушений наибольшее значение имеют гипертензионный и церебрастенический синдромы. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменения-ми мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координа-ции движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей этой группы выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельно-сти, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической ра-ботоспособностью. Наблюдаются нарушения активной памяти, внимания, ги-перактивное поведение.
В таких случаях логопедическая помощь окажется эффективной только то-гда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различ-ными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС. Дополнительно к известным и традиционным методам работы логопеда я предлагаю применять нетрадиционные воздействия и методы, которые помогут добиться большей эффективности в работе. Некоторые методы уже апробированы и используются в работе с детьми, страдающими ДЦП, ЗПР, со слепыми, слабовидящими и нормально развивающимися детьми.
Исследования М.Н.Кольцовой, Л.В.Фоминой, О.С.Бот, Л.А.Новиковой по-казали, что чем раньше начата тренировка мелкой моторики, тем быстрее идет развитие речи. И.А.Вартанян, Л.А.Попова, Е.М.Цирюльников, Л.Н.Савинкова считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью оральной области.
..........