ВВЕДЕНИЕ
Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой пси-хического развития началось сравнитель¬но недавно – около 20 лет назад. Ранее эти дети иссле¬довались главным образом с клинических (психоневроло¬гических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психоло¬гические особенности. До 70-х гг. психологи-ческие рабо¬ты на эту тему имели более общую направленность: в них рассмат-ривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую, естественно, входи-ли и дети с задержкой пси¬хического развития, однако лишь как часть ее.
Понятие задержки психического развития (как и понятие умственной от-сталости) психолого-педа¬гогическое и характеризует отставание в развитии пси¬хической деятельности ребенка как целого. Основной причиной такого от-ставания являются слабовыраженные (минимальные) органические поврежде-ния мозга, или врожденные, или полученные во внутриутробном, приро¬довом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Небла¬гоприятные социальные факто-ры усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную (или хотя бы основную) его причину. Термин «задержка» под¬черкивает вре-менной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный харак¬тер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем ус-пешнее, чем адекватнее и раньше создаются усло¬вия обучения и развития детей рассматриваемой катего¬рии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т. А.. Певзнер М. С. Учителю о де¬тях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1978.
2. Демьянов Ю. Г. Клинико-психологическое обследование детей с так назы-ваемой задержкой психического развития / Дефектология, Л.: изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1967.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпинон. М.: Педагогика, 1984.
4. Насонова В. И. Анализ психических ме¬ханизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического раз¬вития; Канд. дис. М., 1979
5. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власо-вой, В. И. Лу¬бовского, Н. А. Никашиной. М.: Просвещение, 1981.
6. Симонова И. А. Характеристика речи детей с задержкой психического раз-вития // Дефектоло¬гия. 1974. № 3.
7. Слепович Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции. – М., 1990.