Дипломная по теме: Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида

Название работы: Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

95 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с отставанием интеллектуального развития 5

1.2. Проблемы обучения дошкольников с отставанием интеллектуального развития 19

1.3. Основные принципы обучения 25

1.4. Методы обучения 39

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОТСТАВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 51

2.1.Учебная деятельность, её значение и место в работе с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития 51

2.2. Уровни развития учебной деятельности 53

2.2.1. Обучение письму 54

2.2.2. Обучение решению некоторых видов простых задач 56

2.3. Особенности учебной деятельности дошкольников с отставанием интеллектуального развития и пути её нормализации 65

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ VIII ВИДА 73

3.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике готовности к обучению в школе VIII вида 73

3.2.Цели, задачи и актуальность исследования интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида 76

3.3. Ход исследования и анализ результатов 78

3.4. Выводы по исследованию и рекомендации, направленные на развитие мышления 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

Список литературы 90

Приложение №1. 94

Приложение №2 96

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:

• Значимостью процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида для всей их дальнейшей жизнедеятельности.

• Недостаточным рассмотрением вопроса о коррекционно – педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида в современной психолого – педагогической литературе.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида.

Задачи данной дипломной работы:

1. Произвести литературный обзор специфики коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.

2. Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно – педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.

3. Провести экспериментальное исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.

Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида и в проведении практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида..

Глава 3:

Актуальность: Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду VIII вида, подготовки их к обучению в специальной школе. Для успешного решения этой задачи от олигофренопедагога требуется умение определить уровень интеллектуального развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада VIII вида.

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

«Готовность к обучению» - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.

Заключение:

В данной дипломной работе нами было проведено рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида.

Также нами были реализованы следующие задачи:

• Произвести литературный обзор специфики коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.

• Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно – педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.

• Провести экспериментальное исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.

И в заключении, подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что в организации педагогического процесса в детском саду VIII вида большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми до¬школьного возраста.

Разнообразие задач, стоящих перед специальным дет¬ским садом, их характер делает детский сад воспитательным учреждением с широкой программой. Посред¬ством воспитания решаются задачи физического раз¬вития детей, имеющих первостепенное значение для этого возраста, идет формирование привычек и навыков общественного поведения, отношения к окружающим, развитие интересов, дружбы, навыков труда, органи¬зованности, характера, воли.

Вместе с этим дошкольное воспитание содержит такие задачи, которые имеют не только воспитательное, но в образовательное значение. К этим задачам надо отнести формирование у детей правильных представлений об окружающем, развитие речи, счета, приобретение на¬выков в рисовании, лепке и т. д.

Одни из этих образовательных задач решаются об¬щим ходом воспитательного процесса и являются не¬отъемлемым его содержанием, другие задачи для своего решения требуют дидактических средств.

Похожие работы на данную тему