ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:
• Значимостью процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида для всей их дальнейшей жизнедеятельности.
• Недостаточным рассмотрением вопроса о коррекционно – педагогической работе по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида в современной психолого – педагогической литературе.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида.
Задачи данной дипломной работы:
1. Произвести литературный обзор специфики коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с отставанием интеллекта.
2. Рассмотреть специфику отдельных направлений коррекционно – педагогической деятельности с дошкольниками с отставанием интеллектуального развития.
3. Провести экспериментальное исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида.
Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы процесса коррекционно – педагогической работы по формированию навыков учебной деятельности у воспитанников детского сада VIII вида и в проведении практического исследования, направленного на изучение исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе VIII вида..
Основная цель нашего исследования - выявление уровня готовности мышления дошкольника к обучению в школе VIII вида.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: степень готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида будет существенно выше, чем у детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.
В своей экспериментальной части мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по данной тематике.
2. Подбор методик.
3. Разработка рекомендаций, направленных на развитие мышления необходимого для успешного усвоения учебного материала в специальной школе.
Объектом исследования явились дети подготовительной группы в детском саде VIII вида.
Предмет исследования – различие между степенью готовности мышления дошкольников, изначально проходивших обучение в детском саде VIII вида и детей, поступивших в детский сад VIII вида после обучения в общих детских садах.
Методы исследования:
обзорно-аналитический.
математико-статистический.
тестирование.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности олигофренопедагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.
Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения.
Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы.
2.2. Уровни развития учебной деятельности
В данном разделе мы рассмотрим вопрос об уровнях развития учебной деятельности. Период детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Условием для их закрепления является планомерное обу¬чение детей, проводимое в строго установленное время дня в детском саду.
Практика показывает, что дети только постепенно на¬чинают пользоваться тем способом действия, который им указывает учитель-дефектолог.
Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполнен¬ные работы. До этого процессов обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитательница, или, что еще лучше и действеннее для детей, на¬глядным сравнение», выполненной каждым ребенком ра¬боты с образцом (рисовом, конструкцией, лепкой и т.д.) На отдельном столе ощущается образец, и детям предла¬гается около него поместить те работы, где сделано «так же».
Опыт показывает, что дети очень вдумчиво и с боль¬шим интересом сравнивают свою работу с образцом и поч¬ти никогда не ошибаются в ее оценке, часто подмечая да¬же малозаметные расхождения обычно сравнивается не только своя работа: можно наблюдать целые группки де¬тей, совместно сравнивающие работы друг друга (средняя и старшая группы).
В ходе опытов накопился большой материал, дающий возможность видеть конкретные признаки овладения учеб¬ной деятельностью у детей средней и старшей групп. Ус¬ловно мы их распределили по трем уровням, характеризу¬ющим различную степень развития.
К первому уровню были отнесены дети, активно при¬меняющие даваемые им указания в своей работе на заня¬тиях, они спрашивали непонятное, правильно оценивали свою работу и достигали определенных результатов. Важ¬но отметить при этом отсутствие механической подражательности другим детям.
Второй уровень более слабый. Здесь все признаки ов¬ладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
Третий уровень характеризуется чисто внешней об¬щей дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков учебной деятельности. [16, с. 459].
Список литературы
1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОПУ, 1997.
2. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1993.
4. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. В. В.Воронкова. -М., 1998.
5. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8.
6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
9. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками интеллектуального развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.
10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5.
11. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.
12. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13
13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические про¬блемы построения учебных предметов. - М., 2000.
14. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
15. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.-М., 1996.
16. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. -М., 2001
17. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10.
18. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
19. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М., 2002
20. Замский X. С. Интеллектуально отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е.К.Грачевой. - М., 1995.
21. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).
22. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. - М., 1998.
23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с от¬клонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.
25. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, под ред. Данилкина, Л., 1974 г.
26. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях, Л., 1985 г.
27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.
28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.
30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2003.
32. Леонтьев А.Н. Принципы интеллектуального развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. - М., 1997.
33. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов. - М., 1993.
34. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.
35. Особенности интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, «Педагогика», 1988г.
36. Особенности интеллектуального развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 2003
37. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1999.
38. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
39. Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.
40. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2001
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, «Владос», 1995г.
42. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8.
43. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5.
44. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомога¬тельной школы. - М., 1998
45. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3.
46. Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. -М., 1999.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992.
48. Школы для интеллектуально отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Вла¬совой, Ж. И. Шиф. - М., 1993.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М., 2001.