Дипломная по теме: Коррекция нарушений словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Название работы: Коррекция нарушений словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития_____________________________________________

1.2 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития_______________________________________

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Организация исследования______________________________

2.2 Анализ результатов (констатирующий эксперимент)________

ГЛАВА 3 РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

3.1 Пояснительная записка к программе коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

3.2 Программа коррекции словаря у детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития (формирующий эксперимент)_____________

3.3 Контрольный эксперимент______________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК______________________

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Задержкой психического развития у детей старшего дошкольного возраста – синдром временного отставания в развитии психики или ее отдельных функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, речи)

Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема их речевого развития. Особенности речи детей данной категории, обусловленные своеобразием познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, как отставание в овладении речью: позднее возникновение словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, 1982, 1983; Е.С. Слепович, 1978; Е.Ф. Соботович, 1964; Р.Д. Триггер, 1981, 1984 и др.)

На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи, указывают в своих работах Г.И. Жаренкова (1977) и А.Д. Кошелева. В исследованиях А.Д. Кошелевой показано, что не только при выраженной задержке развития, но и при легких её формах имеются нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Р.Д. Триггер, как одну из особенностей речи этих детей, выявляет недостаточность словообразовательных процессов (1972). Л.В. Яссман (1976), изучая грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития, обнаружила, что они испытывают трудности в понимании и оперировании рядом логико-грамматических структур.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляции действий, трудности вербализации действий, не сформированность планирующей функции речи (В.И. Лубовский, 1978; Г.И. Жаренкова, 1972).

Глава 2. Исследование особенностей словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методика исследования

Обследование детей проводилось на базе ГУ Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Было обследовано 10 детей 6 – 7 лет, с диагнозом задержка психического развития. Для обследования использовалась традиционная методика обследования словаря разработанная Р.Е Левиной, Н.В Чевелёвой, М.Ф. Фомичевой, Г.В Чиркиной, Т.Б Филичевой. Данная методика позволяет выявить состояние предметного (зад. 1;2;5) и глагольного (зад.7) словарей, словаря признаков (зад. 6;9), а также умения словообразования (зад. 4).

Методика обследования словаря

Задания

1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках. (Пылесос, утюг, телевизор, телефон, лампа, аудиомагнитофон).

2. Обобщить и самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, коза, собака (Дом. животные. Доб: свинья, кошка и т. п.)

3. Назвать предмет по его описанию. Как называется помещение, где готовят еду?; Кто косой, слабый, трусливый?; Что светит, греет, сияет? (Кухня; заяц; солнце).

4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя. (Котята, щенки, козлята, жеребенок, цыпленок, утенок, волчонок, лисенок, медвежонок.)

Библиографический список

1.Алексеева М.М, Яшина В.И

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений – 3е издание; стереотип – М.: издательский центр «Академия»,2000. – 400с.

2.Блинова Л.Н

Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: учебное пособие – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136c.

3..Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.

4.Власова Т.А., Певзнер М.С.

О детях с отклонениями в развитии. – 2е издание. М.: Просвещение. 1973

5.Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психология развития ребенка до поступления в школу. М.; 2000

6.Выготский Л.С Проблемы дефектологии. – М., 1995.

7.Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под. Ред. С.Г. Шевченко. – М. 1998.

8.Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1973.

9.Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. 2е изд., испр. – М., «Когито - Центр», 2001. – 351с.

10.Диагностика и коррекция ЗПР: пособие для учителей и специалистов коррекционного обучения./ Под ред. С.Г Шевченко – 2е издание, испр. и дополненное – М.: АРКТИ, 2004.

11.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.: Сб. метод. Рекомендаций. – 240с. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2002

12.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М.; 2001.

13.Журнал «Логопед», 2004 №5

14.Забродина Л.В. Тесты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и мл. школьного возраста: учебно – методическое пособие/ Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 159с.

15.Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.

16.Коррекционно – педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы РОН», 2001. – 157с.

17.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание 1987. – 77с.

18.Лалаева Р.И Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004.

19.Лапшин В.А., пузанов П.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение. 1990. – 144с.

20. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5ти книгах. – М.: ВЛАДОС,2003. – Кн. V: ФФ и ОНР: нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с.

21.Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,2004. – 704с.

22. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 680с.

23.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. N 1.

24.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии). М., 1973.

25.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993

26.Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М., 1999

27.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. М., 1992

28.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс +, 2001. – 332с.

29.Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/ Под ред.В.И. Лубовского. – Смоленск,1994.

30.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, восп. дет. садов учителей нач. классов, студ. пед. училищ/ Под ред. Г.В.Чиркиной. – 2е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

31.Основы специальной психологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. уч. завед./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003, - 480с.

32.Практикум по детской логопедии: Уч. пособие для студентов пед. институтов / В.И. Селиверстов и др.: Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. – 272с.

33.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина. – 3е издание испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

34.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448с.

35.Психология детей с ЗПР. Хрестоматия.: Учебное пособие для студентов факультета психологии. – Речь,2003

36.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Уч. пособие. М.,2000

37.Собатович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие для студентов. – М.: Классикс Стиль. 2003. – 160с.

38.Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд. центр «Академия» 2003. – 464 с.

Похожие работы на данную тему