Введение:
Многие Русские поэты и писатели использовали образ дороги в своих произведениях Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Некрасов «В дороге», «Кому на Руси жить хорошо», Гоголь « Мертвые души», Баратынский «Дорога жизни», Пушкин « Капитанская дочка», «Телега жизни», «Зимняя дорога».
Дорога – это литературно-художественный образ. Дорога- это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Она так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги- монотонное гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном и то сладкое чувство невесомости и неизбежности, с которой навсегда оставляешь каждую версту, стой она посреди изумительного пейзажа или мрачного гиблого места… Мир дороги подвижен, его можно располагать в новый порядок, узор. Ритм движения передает мысли и нарушает привычную вязкость логики; в дороге любая мысль легка, все дышит свободой.
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога!..
Что такое дорога? Символ жизненного пути, «телега жизни»?
........
Основная часть:
Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ неё замерзающая женщина, для которой смерть – великое благословение.… Опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятье» – так писал о творчестве Некрасова русский поэт начала XX века К.Д. Бальмонт.
Стихотворением «В дороге» Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков правдоискателей он его закончил. Кода он закончил? Когда на закате дней своих Некрасов пытался написать свою биографию, его детские впечатления вновь сопровождала дорога: «Сельцо Гришнёво стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге, называемое Сибирской, она же и Владимирка барский дом выходит на самую дорогу, и всё, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении ........
А вот – дорога. Такая, какой рисует её Гоголь:
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая бричка…» и т.д. Образом дороги поэма и заканчивается; дорога – буквально одно из последних слов текста: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ ?..Летит мимо нее все, что ни есть на земли, и, косясь постораниваются и дают ее дорогу другие народы и государства».
Но какое различие между первым и последним образцом дороги у Гоголя! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа – Павла Ивановича Чичикова. В конце – это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет « другие народы».
В начале поэмы- это вполне конкретная дорога, по которой тащится вполне конкретная бричка, с хозяином и его двумя крепостными, запряженная лошадьми которых мы тоже представляем себе конкретно: и коренного гнедого, и обоих пристяжных коней чубарого и каурого, по прозвищу Заседатель. В конце же поэмы представить себе дорогу конкретно довольно трудно: образ дороги метафорический, иносказательный, олицетворяющий весь ход человеческой истории.
Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений- и прямых и метафорических, образуя сложный и единый Гоголевский образ дороги.
Переход одного значения в другое – конкретного в метафорическое-чаще всего происходит незаметно. ..............
Вот стихотворение Баратынского « Дорога жизни»
В дорогу жизни снаряжая
Своих сынов, безумцев нас,
Снов золотых судьба благая
Дает известный нам запас:
Нас быстро годы почтовые
С корчмы довозят до корчмы,
И снами теми путевыми
Прогоны жизни платим мы.
Вдумавшись в этот образ можно увидеть, что жизнь человека уподобляется поэтом езде на перекладных: так называемых почтовых экипажах, менявшиеся на почтовых станциях ( корчмах).
Возникает контраст начала путешествия и его конца.......
Заключение:
Образы дороги у Некрасова, Гоголя, заключается в судьбе всего народа, всего человечества. Некрасов явился началом познания народной России. Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что после отмены крепостного права положение народа не изменилось, но изменились сами люди которые ищут свою дорогу в борьбе с угнетателями Некрасов показывает, как пробуждается сознание крестьян. Как они поднимаются на борьбу, и в этой обстановке счастливым чувствует себя тот, кто нашел свою дорогу в этой борьбе.
Гоголь расширил диапазон до всего человечества, он дает человечеству надежду на спасение. Еще древнерусские книги отмечали, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд сверху: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу..» Что ему виделось от туда? А то, что « дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо нее все, что ни есть на земли, и , косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». ........