Контрольная работа по теме: Государство в рыночной экономике

Название работы: Государство в рыночной экономике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

ТГП

Страниц:

23 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА КАК ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТРАСЛЕВЫХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ 10

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Выдержка:

Введение:

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным

..........

Вопрос 3:

Законодательная база, регулирующая внешнеторговую деятельность, включает в себя: Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (09.10.92, N 3615-1) и федеральные законы "О внесении дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (05.07.99, N 128-ФЗ), "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (14.04.98, N 6З-ФЗ), "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (04.01.99, N 4-ФЗ), "О временном запрете импорта этилового спирта" (31.03.99, N 61-ФЗ), а также большое число нормативных актов Банка России, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.

Действующая законодательная база нуждается в развитии и совершенствовании, как в силу необходимости законодательного обеспечения ряда сфер этой деятельности, которые пока не регламентированы соответствующими законодательными актами, так и в целях определенной корректировки ранее принятых в этой области законов.

Первым из важных направлений совершенствования российского внешнеэкономического законодательства является приведение его в соответствие с нормами ВТО.

Сравнительный анализ упомянутых выше законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), свидетельствует о том, что они имеют существенные отличия от норм ВТО.

Так, в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" ряд положений не соответствуют принципам этой организации. Имеются расхождения в терминологии и трактовке некоторых понятий, особенно в части, касающейся торговли услугами. Так, экспорт услуг трактуется как вывоз с таможенной территории Российской Федерации, т.е. признается только трансграничная поставка услуги, тогда как ВТО различает несколько способов поставки услуг, в том числе через коммерческое присутствие иностранного поставщика на территории другой страны. Различаются и принципы регулирования торговли услугами. При трансграничной торговле используются количественные ограничения, тарифы и т.п., при коммерческом присутствии - специальные меры, ограничивающие деятельность иностранных поставщиков на внутреннем рынке.

С другой стороны, регулирование торговли услугами в рамках ВТО касается не только международных аспектов этой деятельности, но и мер, применяемых на внутреннем рынке, т.е. вторгается в область, всегда входившую в систему внутреннего правового пространства.

Различается и регулирование торговли товарами. Особенно большие расхождения наблюдаются по таким понятиям, как количественные ограничения, меры защиты внутреннего рынка, а также по процедурам разрешения споров.

Существенно отличаются подходы ВТО и действующего российского законодательства к запретам экспорта и импорта. В ВТО список условий, разрешающих их введение, более конкретен.

Меры защиты внутреннего рынка - еще одна сфера, где действующее российское внешнеэкономическое законодательство серьезно отличается от норм ВТО.

В российском законе, например, возможность применения защитных мер предусмотрена лишь в общей форме (статья 18), антидемпинговые и компенсационные меры в нем вообще не упомянуты, как и сами понятия демпинга и субсидии. Упущен ряд важных положений, придерживаться которых необходимо при применении защитных мер. Все это, безусловно, снижает возможности государства по защите внутреннего рынка.

Что касается ВТО, то она предполагает использование трех групп мер защиты:

 чрезвычайные защитные меры;

 антидемпинговые меры;

 компенсационные меры

..........

Заключение:

Таким образом, на основе анализа приведенного материала, можно сделать следующие выводы.

Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структура спроса на общественные товары.

В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку........

Похожие работы на данную тему