Введение:
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Одна-ко с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллек-тивным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической фор-мой организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распреде-ление продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобраз-ным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, при-чем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного пра-родителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а об-щее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.
Часть 2:
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си¬лового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу¬ет ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро¬вать отношения до и вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения тради-ционных норм, но и важный способ создания новых юриди¬ческих обязательных правил пове-дения государств в тех вновь появляю¬щихся областях межгосударственных отношений, кото-рые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирую-щим ис¬точником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматрива¬ется в доктрине международного права, имеет мало общего с представле¬ниями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внут¬ренних, национальных системах права. И с теоретической, и с практи¬ческой точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сло-жившегося в межгосу¬дарственной практике.
Заключение:
Таким образом, правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права.
Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же время как неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источником права, обеспечиваются лишь общественным мне-нием.
Исторически правовой обычай, как источник права, предшествует всем другим источни-кам права. Впервые он возникает на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударст-венной организации общества к государственной в результате санкционирования существую-щих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних, государствен-но–организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты права. Среди обычаев выделялись обычаи предков; обычаи, сложившиеся "в практике жрецов"; обычаи, сло-жившиеся в практике магистратов; и др.