Введение:
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человече-ской личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к ок-ружающей действительности.
Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, оп-ределяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональ-ной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который пред-ставляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент.
Многие знают, что есть 4 основных темперамента: Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, но не все знают точную характеристику данных тер-минов.
В данной работе исследованы индивидуальные особенности темперамента с позиции теории .........
Глава 2:
Цель исследования: Выявить связь индивидуально-психологических свойств темперамента учащихся и самооценки
Задачи исследования:
1) Изучить индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригид-ность, экстраверсию) учащихся.
2) Выявить связь индивидуальных свойств темперамента учащегося; дать характеристику поведенческих проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии.
2.1 Изучение индивидуальных свойств темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся.
Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента уча-щихся проведено исследование методом анкетирования в 5-м классе, т к. три человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что показы-вает их необъективность, то для интерпретации данных изуче¬ния темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно данной таблице:
Свойства темпера¬мента Балл Степень вы-раженности Балл Свойства темпера-мента
Тревож-ность 9 – 10 Высокая 1 – 2 Нетревож-ность
Ригидность 9 – 10 Высокая 0 – 1 Пластич-ность
экстравер-сия 7 - 8 Средняя 2 - 3 Интровер-сия
получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 9 человек, интровертов - 5. Ригид-ность отчетливо проявляется у 3 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень вы¬раженности тревожности и ригидности.
...........
Заключение:
В заключении проделанной работы, сделать следующее выводы:
1. Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нерв-ной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономер-ная взаимосвязь и взаимозависимость.
2. По результатам исследования видно, что уровень тревожности у маль-чиков выше, чем у девочек. Уровень ригидности также у мальчиков выше, что говорит о том, что девочки более пластичны и быстрее при-спосабливаются к новой обстановке; уровень экстраверсии как для мальчиков, так и для девочек низкий.
3. С повзрослением школьников картина меняется: уровень тревожности у девочек становится выше, чем у мальчиков; уровень ригидности наобо-рот у мальчиков выше чем у девочек. Из этого следует, что девочки становятся более пластичными...........