Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обще-стве с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм госу-дарственного устройства всегда сопровождается преобразованием государства налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов [12, с. 80].
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность [10, с. 124].
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложе-ния в условиях рыночной экономики достигается посредством развития кон-ституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. Налоговый кодекс Россий-ской Федерации является новым этапом развития российского налогового зако-нодательства, несмотря на то что многие аспекты налогового федерализма, на-логового управления, оптимизации налогообложения, распределения налого-вых функций между различными ветвями власти остались не урегулированны-ми.
Глава 2:
В 2005 году рост поступлений налоговых платежей составил 125%, при росте реального объема ВВП – 100,3%.
В структуре налоговых платежей 2005 года поступления в виде денежных средств, то есть без различных видов зачетов, составляют 115 млн. руб., или 38% от общего объема поступлений.
Аналитические данные свидетельствуют об относительной стабильности поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Удмуртской Рес-публики и местные бюджеты.
Несмотря на принятие жестких мер по обеспечению поступлений в бюджет и снижению недоимки на уровень выполнения бюджетных назначений в 2005 году значительное влияние оказывали рост удельного веса убыточных предпри-ятий, снижение объема прибыли, низкая платежеспособность предприятий, дол-ги федерального бюджета как республике, так и отдельным предприятиям и ор-ганизациям, неурегулированность проблемы очередности списания денежных средств со счетов налогоплательщиков.
Анализ информации по принудительному взысканию недоимки свидетель-ствует о том, что налоговыми органами республики применяется весь комплекс предусмотренных налоговым законодательством мер. Однако, в силу несовер-шенства законодательной базы их эффективность низка.
По разъяснению налогового законодательства 3 раза проводились семина-ры с бухгалтерами предприятий, опубликована статья в газете «Удмуртская правда» об изменении в законодательства о подоходном налоге. Даются пись-менные разъяснения на поступающие вопросы от предприятий и учреждений.
В расчете на одного работника налоговых органов, включая и руководите-лей и специалистов, доначислено 17350 руб. (что ниже среднего показателя по России). Отличительной особенностью осуществления налоговыми органами в 2005 году контрольной работы является значительное усиление взаимодействия с органами налоговой полиции и внутренних дел. Имеющиеся аналитические данные свидетельствуют об увеличении в 2 раза результативности совместных с органами налоговой полиции документальных проверок.
В истекшем году принимались необходимые меры по ужесточению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства.
Заключение:
Таким образом, проанализировав существующую структуру, необходимо отметить существенный недостаток. На мой взгляд, существующая структура системы управления в МРНИ № 8, в данный момент имеет существенный не-достаток, а заключается он в отсутствии консультационного отдела (пункта). Сейчас достаточно сложно получить консультацию в данной МРНИ, как, впро-чем и в большинстве других налоговых инспекций. Это усугубляется тем, что законодательно, даже на уровне инструкций по линии ФНС РФ, нет ответст-венности за представление неточной консультации или непредставление ее во-обще. Скорее всего, рядовому налогоплательщику при обращении за разъясне-ниями связанными с практическим применением налогового законодательства по возникшим вопросам, (в связи с высокой загруженностью работой, а это со-ответствует действительности, так, в периоды отчетности, например, деклари-рования доходов граждан, налоговая инспекция работает полный световой день, включая выходные) инспектор ответит, что ФНС - орган фискальный, т.е. контролирующий и не обязана давать консультации.
А между тем, в обществе низкий уровень правовой культуры, знаний суще-ствующего законодательства в том числе и налогового - зачастую нуждающе-гося в толковании и разъяснении. Вот и учатся налогоплательщики на собст-венных ошибках, за которые приходится расплачиваться конкретными деньга-ми из своего кармана. Очевидный факт, что налоги - взимаемые с «согласия» людей, не так сильно ослабляют их «дух», а значит могут быть одинаковы для «кошелька» но не одинаково их воздействие на «сердца» людей. Безусловно, налог никогда не будет приятен, и необходим действенный аппарат принужде-ния и контроля за его уплатой. Но нужно формировать в обществе качественно новое отношение к налогам, гражданин должен осознавать необходимость доб-росовестной уплаты налогов. А этому будет способствовать не только и не столько социальная реклама в СМИ, на уровне - «Заплати налоги…», сколько проведение активной разъяснительной и консультационной работы с налого-плательщиками в районных инспекциях.
Закономерный вопрос - существуют консультационные, аудиторские фир-мы, в конце концов все действующее законодательство публикуется, есть соот-ветствующая литература, периодические и справочные издания. Но думается, что возведение в ранг государственной политики проведение консультацион-ной и разъяснительной работы на уровне районных инспекций, (т.е. получение налогоплательщиком необходимой, достоверной и оперативной информации непосредственно у ее источника), даст ощутимо больший результат.