Введение:
Налоговый контроль - один из важнейших институтов налогового законо-дательства, что определяет важность и актуальность выбранной темы. Он мо-жет быть определен как контроль за правильностью и своевременностью упла-ты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.
Само слово "контроль" имеет латинские корни. И это не случайно. Органи-зация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля за сроками поступления налогов, вхо-дили оценка и определение налоговых взносов общин.
Существует несколько видов налогового контроля: предварительный, те-кущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор кон-кретного вида зависит от уровня развития налоговой системы и общей органи-зации контроля. В России в настоящее время преобладает последующий нало-говый контроль. Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым ниги-лизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.
Вместе с тем в специальной литературе высказываются совершенно спра-ведливые мнение о том, что "по мере развития налогового контроля..., создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе примене-ния компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будут играть пред-варительный и текущий контроль, связанные с работой по разъяснению налого-вого законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о на-логоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков". Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.
Глава 3:
Невыдача чека покупателю была установлена в 120-ти случаях. За эти на-рушения было начислено штрафных санкций в сумме 120 тыс. руб., взыскано из которых 90 тыс. руб.
В 2001 году инспекцией МНС России по г. Ижевску в результате выездных налоговых проверок дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 83040 тыс. руб. В среднем доначисления на 1 проверку составили 49,1 тыс. руб.
Рассмотрим расходы Инспекции МНС по г. Ижевску в среднем на прове-дение 1 проверки. Как правило, проверка занимает около 3-х часов рабочего времени. Участвуют в ней до 5-ти специалистов инспекции, средняя зарплата которых с начислениями составляет 43 руб. в час. Таким образом, сумма зара-ботной платы составляет
43 х 5 х 3 = 645 руб.
Для выезда на проверки используется автотранспорт, стоимость амортиза-ции которого вместе со стоимостью ГСМ составляет около 120 руб. в час, или за время проверки
120 х 3 = 360 руб.
Прочие расходы, связанные с обеспечением участников проверки связью, оргтехникой и т.д. составляют примерно 500 руб. на проверку.
Таким образом, общая сумма затрат при проведении одной налоговой про-верки составляет примерно
645 + 360 + 500 = 1500 руб.
В среднем доначисления на 1 проверку, как уже говорилось выше, соста-вили 49,1 тыс. руб. Таким образом, эффективность каждой налоговой проверки составляет в среднем
49100 – 1500 = 47,6 тыс. руб.
Это говорит о высокой эффективности проведения выездных налоговых проверок.
Всего осуществлено 1690 выездных документальных проверок. Наруше-ния выявлены у 840 предприятий. Сумма доначислений по налогу на добавлен-ную стоимость составила 39120 тыс. руб., по налогу на прибыль - 3370 тыс. руб.
За 2001 год проведена 310 проверок правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, в ходе которых выявлены нарушения у 210 предприятий. Всего доначислено 17360 тыс. руб., в том числе по неуплате налога – 260 тыс. руб.
За 2001 год проведено 120 проверок индивидуальных предпринимателей, в том числе 30 документальных, в результате доначислено 1800 тыс. руб. Регу-лярно проводятся проверки соблюдения налогового законодательства на рын-ках Ижевска. В результате к административной ответственности привлечено 176 предпринимателей. В результате проверок применения ККМ выявлено 59 нарушений, предъявлено 125 тыс. руб. штрафов.
Заключение:
Опыт контрольной работы показывает, что основной сферой деятельности, в которой преобладает наиболее трудно поддающийся контролю налично-денежный оборот, является торгово-коммерческая, а также торгово-посредническая деятельность. В качестве эффективных методов контроля мож-но привести такие практикуемые налоговыми органами методы выявления на-рушений, связанных с неоприходованием по учету товаров и выручки от их реализации, как обследование производственных площадей, торговых точек и складских помещений, инвентаризация товарных запасов, предварительный сбор и накопление рекламной информации, сбор сведений о закупках товаров у организаций и граждан, являющихся покупателями продукции, перекрестные встречные проверки поставщиков и покупателей торгово-посреднических орга-низаций.
При налоговой проверке организаций розничной торговли для подтвер-ждения соответствия выручки, отраженной в отчетности налогоплательщика, данным фискальной памяти ККМ в обязательном порядке привлекаются спе-циалисты по ККМ.
Для проверки правильности отраженного в налоговой отчетности объема выручки можно использовать метод логического анализа, сущность которого заключается в определении возможности совершения той или иной операции во времени, объеме и пространстве на основе сравнения ряда взаимосвязанных показателей. В ходе проведения проверки можно проанализировать данные о списании товарно-материальных ценностей на затраты производства или из-держки обращения. Если стоимость таких списанных ценностей в отчетном пе-риоде больше, чем их приобретение с учетом остатков, то возникает предполо-жение об их неполном оприходовании по учету, соответственно и объем реали-зации может быть занижен на стоимость неоприходованных и реализованных товарно-материальных ценностей.