Введение:
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы лю-бого государства, в том числе российского, является обеспечение устойчиво-го сбора налогов.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием нало-говой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на об-щественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.
Поэтому налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инст-рументом для управления рыночной экономикой.
Так, с помощью налогов определяются взаимоотношения предприни-мателей, предприятий всех форм собственности с государственными и мест-ными бюджетами, вышестоящими организациями, банками. При помощи на-логов регулируется внешнеэкономическая деятельность, хозяйственный до-ход и прибыль предприятия.
Объем различные социальные программы государства, в недостаточ-ной степени финансируется армия и военно-промышленный комплекс, и сле-довательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наи-более значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии, заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера.
Поэтому все государственные органы, в том числе и налоговые, эффек-тивно в своей деятельности постоянно используют контроль, поскольку именно он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и работы – изучить организацию и результаты налогового контроля налоговой служ-бы.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля,
2. провести анализ работы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) в области налогового контроля;
3. разработать основные направления совершенствования механиз-ма налогового контроля.
При этом в работе выделяются 3 соответствующие главы.
Объектом исследования является Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области.
Предмет исследования – налоговый контроль юридических и физиче-ских лиц, осуществляемый данным налоговым органом.
Теоретической основой написания данной работы послужили норма-тивные документы, учебная литература, периодические источники по иссле-дуемой проблеме, а также отчетный статистический материал, собранный в Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области при прохождении производственной преддипломной практики.
Глава 2:
Однако и он нуждается в совершенствовании.
Учитывая, что рассматриваемый законопроект содержит доста-точно большой объем изменений, следует отметить, что данный проект федерального закона требует тщательного анализа предлагаемых норм с целью недопущения пересмотра основных принципов функционирования на-логовой системы, заложенных в 1998 году. Также законопроектом предла-гается вносить изменения и к тем статьям, которые не только не связаны с совершенствованием "мер налогового администрирования", но и не вызы-вают каких-либо трудностей с применением их норм на практике.
В пункте 6 статьи 81 Кодекса в рассматриваемой редакции предлагает-ся установить запрет на представление уточненной налоговой декларации со дня вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налого-вой проверки. Такое ограничение не оправдано, так как внесение уточнений в декларацию не создает условий для злоупотреблений, не освобождает нало-гоплательщика от ответственности и позволяет выявить реальное состояние расчетов с бюджетами, в том числе путем добровольного исправления допу-щенных ошибок. Представляется, что основной целью контрольных меро-приятий является выявление нарушений законодательства с тем, чтобы в случае, если налогоплательщик не заплатил в надлежащем объеме налоги, он смог бы рассчитаться с бюджетом. Отказывая налогоплательщику в праве подать уточненную декларацию, авторы законопроекта фактически запре-щают налогоплательщику доплатить в бюджет недостающие суммы налога.
Кроме того, предлагаемый пункт 6 статьи 81 Кодекса крайне неудачно формулирует эту норму: во-первых, налогоплательщик получает информа-цию о вынесенном решении по проведению выездной проверки, спустя не-сколько дней после вынесения такого решения, а, следовательно, он не сразу узнает, с какого момента он лишается права на подачу декларации; во-вторых, не понятно, почему любая выездная проверка лишает права подавать уточненную декларацию даже в том, случае, если налоги или налоговые пе-риоды, по которым проводится проверка, не совпадают с теми налогами или налоговыми периодами, по которым подается уточненная декларация. Пред-ставляется необходимым исключить любой запрет на представление уточ-ненной декларации.
Заключение:
Итак, контроль в налоговой деятельности представляет собой метод руководства компетентного органа государственного управления за соблю-дением налогоплательщиками требований налогового законодательства.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в формах налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчет-ности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения до-хода (прибыли) и в других формах, предусмотренных НК РФ.
Самой распространенной формой налогового контроля являются нало-говые проверки. Ст.87 НК РФ предусмотрены камеральные, выездные и встречные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения на-логового органа на основе налоговых деклараций и документов налогопла-тельщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у нало-гового органа.
Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня пред-ставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служа-щих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с действующим законодательством на проведение на-логовой проверки не является обязательным вынесение специального реше-ния руководителя налогового органа, а также составление акта по ее резуль-татам.
Результатом камеральной проверки может быть внесение налогопла-тельщиком изменений в представленные налоговому органу документы, а также вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по на-логам, пени и штрафных санкций.
Выездная налоговая проверка налогоплательщика, его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три ка-лендарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году ее проверки.
По общему правилу, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, если иное не установлено ст.89 НК РФ (в исключительных случаях – до 3 месяцев).
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководите-лем проверяемой организации, либо ее представителем.
Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с факта-ми, представленными в акте проверки, с выводами и предложениями прове-ряющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту.
По истечении срока на представление возражений в срок не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассмат-ривает акт налоговой проверки, а также представленные налогоплательщи-ком документы и материалы.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (за-меститель руководителя) налогового органа выносит решение. Оно может быть о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за со-вершение налогового правонарушения, об отказе в привлечении налогопла-тельщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В течение 10 дней с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.
При отказе налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции не позднее шес-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта.