Курсовая практика по теме: Удмуртская обрядность вчера и сегодня

Название работы: Удмуртская обрядность вчера и сегодня

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Культурология

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГЕРБЕР - ТРАДИЦИОННЫЙ ЛЕТНИЙ ПРАЗДНИК УДМУРТОВ 5

2. РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ МУЖЧИН В УДМУРТСКОЙ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ ТРАДИЦИИ 15

3. УДМУРТСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Выдержка:

Введение:

Начальный этап формирования удмуртского народа относится ко времени (периоду) распада прапермской этнолингвистической общности – общности, объединявшей этнических предков народов пермской группы уральской языко-вой семьи, члены которой говорили на общепермском праязыке – языке-основе, в результате развития которого сложились сегодняшние коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский языки. Конечным итогом языковой и этнокультурной дивергенции прапермской общности явилось сложение на ее основе трех со-временных пермских народов, в том числе и удмуртского.

В финно-угорском языкознании же давно утвердилось и стало по сути дела общепринятым положение, согласно которому распад прапермской общности тесно связан с проникновением в Среднее Поволжье во второй половине I тыс. н.э. булгар и сложением здесь первого в регионе государственного образования – Волжской Булгарии. Распад общепермского единства, таким образом, датиру-ется временем около VIII-X вв. н.э. и объясняется предполагаемым переселени-ем предков коми к северу, на Верхнюю Каму, Вычегду и Печору.

С приходом в VIII веке в Среднее Поволжье булгар и последующим сло-жением Волжской Булгарии в жизни прикамских пермян происходят очень важные для их дальнейшей истории события. В период VIII-X вв. многие груп-пы пермян мигрируют на значительные расстояния от своей исторической ро-дины. Видимо, именно в это время часть эндопермян перебирается в бассейн р.Вычегды и некоторые сопредельные районы, чтобы в дальнейшем послужить основой для сложения различных групп коми-зырян. Оставшиеся на Верхней Каме эндопермяне стали основным компонентом для формирования коми-пермяцкого народа.

Еще одна часть эндопермских родоплеменных групп, возможно под бул-гарским принуждением или иным воздействием, переселяется на Нижнюю Ка-му, Нижнюю и Среднюю Вятку. Смешение и многовековое взаимодействие этой части эндопермян с местным постазелинским и другим населением, среди которого, вероятно, были и близкие по языку парапермские племена, привели в итоге к формированию удмуртского народа.

Как представляется, процесс сложения удмуртского народа был растянут на многие века и проходил одновременно, параллельно и, по сути дела, в тес-ной связи с процессом распада прапермской общности. Оказавшись в сфере по-литического, экономического, культурного доминирования вначале Волжской Булгарии, а затем Казанского ханства, южные пермяне – предки удмуртов – по-степенно всё более обосабливаются от своих более северных сородичей – пред-ков коми. По-видимому следует полагать, что первоначально праудмуртские родоплеменные группировки, будучи широко и дисперсно расселившимися на значительных территориях от Чепцы и Верхней Вятки на севере до Нижней Вятки и Нижней Камы на юге, политически были слабо связаны между собой.

Глава 3:

Орнаментальные мотивы позволяют проследить, как художественная зоо-морфическая образность перерастает во времени в антропоморфическую. Культ религиозно-магического почитания деревьев, зверей, рода, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее его символику и разверну-тые космогонические системы, они воплотились с пластической выразительно-стью, поэтической яркостью.

Солярная орнаментика с мотивами круга, ступенчатого ромба, крестооб-разных розеток характерна для удмуртского ткачества, получившего особенно широко развитие и самобытное выражение со второй половины XIX и начала века. Развитие полихромии в это время в сочетании с крупной пластичной фор-мой сообщает удмуртскому ткачеству живописное богатство, создает многооб-разие локальных вариантов. Мера и красота определяли все, что создавал чело-век. Жизнь текла по природному календарю, дававшему свои точки отсчета всему, что окружало, что было делом рук человека. Крепкое величавое единст-во вещей вырастало из понимания мира и уклада самой жизни, организуемой ее главными актами: выгон скота весной, сев, жатва, покосы, родины, свадьбы, похороны. Во всем был свой порядок, свой смысл, крепкая связь. Это обостря-ло интуицию, воспитывало наблюдательность. Ансамблевое единство предмет-ного мира, его диалогичность определялись самой жизнью, были пронизаны коллективным началом. Соответствие человеческого природному, природного-человеческому было в основе поэтических народных переживаний, выражаясь в образах-уподоблениях, преемствовалась в веках. Мир космоса, интуитивно чувствуемый, человек приближал к себе через эти образы. Конь, соединенный в сознании удмурта с простором степей и неотделимый от его жизни, в искусстве выражал космическую идею. Близость человека к природе, устроение жизни в ее ритмах питали и укрепляли нравственный мир народного искусства. По по-добию космосу вносился порядок и высокий смысл в организацию дома, сосре-доточия жизни человека. Здесь все подчинялось строгой системе, начиная от ворот удмуртской усадьбы с опорными столбами, называемыми «солнечными», кончая хозяйственными постройками.

Исследовательский интерес имеет резной убор опорных столбов ворот, ве-дущих в усадьбу. Трехъярусная композиция с солярными мотивами—круги, овалы, ромбы, полукружия представляют космологическую систему. Само жи-лище, называемое «корка» с древним финно-угорским смыслом слова — «ма-теринское лоно», в своей организации сохраняло древний семантический смысл, имело обрядовое значение. Так, «кенос» — летнее жилище удмуртов — двухэтажная бревенчатая постройка с галереей на фасаде, поддерживаемой резными столбами и с наружной лестницей, восходит к древней культовой по-стройке, что подтверждает сохраняющееся ритуальное значение кеноса.

Заключение:

Отмечая современное состояние удмуртской обрядности, заметим, что в Удмуртии летом 2004 г. прошел II региональный фестиваль 'Воршуд'.

Он открылся с научно-практической конференции в Министерстве культу-ры в Ижевске, основные мероприятия прошли в Вавоже - закончился праздни-ком 'Гербер' в поселке Ува. Кстати, Уве в 2004 году исполнялось 80 лет и зре-лище было впечатляющим. На фестиваль собрались 19 коллективов из разных регионов ПФО.

Принимающая сторона встретила их по старой удмуртской традиции хле-бом, маслом и медом.

Название фестиваля происходит от удмуртского слова 'воршуд'. Оно со-держит в себе два понятия: 'вордыны' - рожать, хранить, оберегать; и 'шуд' - счастье, благополучие. Главным атрибутом воршуда был воршудный короб. По древней легенде, в нем хранились священные предметы, олицетворяющие уд-муртского бога, жившего среди людей, но ушедшего от них за их провинности. Известно о существовании 70 родовых групп удмуртов, имена которых сохра-нились в названиях сел и деревень Удмуртии (род Норья -

д. Норья, род Пурга - с. Малая Пурга, род Докья - д. Яган-Докья и т.д.). Каждый удмуртский род имел свою святыню, по-удмуртски - воршуд.

Удмурты поклонялись воршуду и обращались к нему с просьбами о хоро-шем урожае, о здоровье детей, семейном счастье и т.д. Обращение к воршуду - это целый ритуал, сопровождаемый танцами, пением, звучанием древних му-зыкальных инструментов, главным из которых является Быдзым крезь - 'Великий крезь' (струнный инструмент, похожий на гусли).

Возникновение фестиваля 'Воршуд' связано с воссозданием исчезающих элементов уникальной удмуртской культуры, ее сохранением и развитием во всем многообразии локальных вариантов. Предыдущий фестиваль 'Воршуд' со-стоялся в июле 2002 года в Шарканском районе в рамках Федеральной целевой программы 'Культура России'. Инициатива и организация его проведения при-надлежит Республиканскому центру народного творчества.

Первый 'Воршуд' был посвящен возрождению исчезающих удмуртских обрядов и родовых воршудных напевов. В фестивале приняли участие 20 фольклорно-этнографических коллективов и отдельных исполнителей из рай-онов и городов нашей республики, республик: Марий Эл, Башкортостан, Татар-стан, Коми, Кировской и Пермской областей, а также гости из Финляндии. Фестиваль позволил выявить картину бытования древнейших пластов музы-кально-песенного фольклора (родовые напевы календарного и свадебного об-рядов в южных и северных районах Удмуртии, Татарстана, Марий Эл).

Нынешний 'Воршуд' посвящен возрождению традиционных финно-угорских инструментов и традиционной инструментальной музыки. В работе фестиваля приняли участие фольклорные ансамбли и отдельные исполнители из Удмур-тии, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Карелии, Ки-ров-ской, Пензенской, Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного ок-руга, а также гости из Венгрии.

Похожие работы на данную тему