Введение:
Актуальность исследования. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, на¬секомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью [11, с. 22]. В основе общения до¬школьника с живой приро¬дой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, забо¬титься о растениях и животных). В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» [45, с. 125].
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г.Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней.
Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, О. Иогансон, А.А. Быстрова, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Э.И. Зилкинд, Е.И. Волковой, Е. Геннингс, М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой.
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к приро¬де у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследо¬ваниях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.
1.5:
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
Как отмечают Н.Ф. Виноградова и Т.А. Куликова «труд в природе обладает еще одной характерной особенностью – созданием особых условий для формирования у ребенка положительного отношения к окружающей среде» [8, с. 33].
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Успех формирования доброго отношения к животным во мно¬гом зависит от того, какие условия созданы в детском саду и семье для непосредственного общения ребенка с природой. Во многих детских садах имеются хорошие уголки природы: там содержат¬ся морская свинка, черепаха, рыбы, птицы, которые по мере не¬обходимости переносятся из группы в группу. Летом уголки при¬роды пополняются другими животными (кролик, еж, лягушка, ящерица).
В уголке природы можно содержать разных животных, зна¬комство с которыми предусмотрено программой, и все же их ко¬личество должно быть ограничено. Это связано с тем, что боль¬шую часть работы по организации жизни и уходу за животными дети должны выполнять сами либо с небольшой помощью пе¬дагога (особенно в старшей или подготовительной к школе группе),— тогда оправдывается основное назначение уголка природы [16, с. 51].
В некоторых детских садах считают целесообразным созда¬вать общие для всех групп уголки живой природы. Там содер¬жатся животные, требующие большого пространства, обширных клеток (попугаи, белки, кролики и др.). Создание таких уголков особенно рекомендуется в летнее время. Это облегчает выполне¬ние гигиенических требований и создает условия для активного участия детей в уходе за животными. В таком уголке может быть сооружен террариум, инсектарий, приближенные к условиям естественной среды обитания.
Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка. Отбор животных подчиняется определенным требова¬ниям1, основные из них приводятся ниже:
Заключение:
Важное место в ознакомлении детей с животными также моделям и моделированию, а также разнообразным наглядным пособиям, содержательно отражающим объекты и образы природы и являющихся важным условием полноценного экологиче¬ского воспитания детей и развития их познавательного интереса к животным.
В процессе систематического ухода за животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о животных. Привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. Красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
В заключение хотелось бы отметить, что любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к ее улучшению, к бережному отношению.