Курсовая практика по теме: Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Название работы: Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

48 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ 5

1.1. Изучение возможность познания дошкольниками изменчивости в природе в психологической и методической литературе 5

1.2. Методика ознакомления детей с сезонными изменениями в природе 12

1.3. Содержание знаний дошкольников о сезонных изменениях в программах экологического образования 16

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ 24

2.1. Первичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе 24

2.2. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе 26

2.3. Вторичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе 28

Выводы по второй главе 31

Заключение 32

Литература 34

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. При ознакомлении дошкольников с природой важное значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одновременной изменчивости и тождественности объектов. Ознакомление детей с конкретными фактами диалектически развивающейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики.

В процессах смены сезонов наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Таким образом, мы считаем обоснованным выбор темы нашего исследования: «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе».

Цель исследования – изучение методики ознакомления дошкольников сезонными изменениями в природе.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методические аспекты процесса ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе;

.........

Глава 2:

Задачи:

- разработать методику диагностики представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе;

- выявить уровень представлений детей о сезонных изменениях в природе;

- определить направления работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Методы:

- тест.

Тест «Диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе»

Ребенку предлагается 10 заданий на определение сезонных изменений в живой и неживой природе. Каждое задание оценивается по 2 бальной шкале:

2 балла – ребенок все раскладывает правильно.

1 балл – ребенок допускает незначительные ошибки в задании и самостоятельно исправляет их.

0 баллов – задание выполнено не верно.

Оценка результатов диагностики.

Для оценки результатов диагностики необходимо сложить набранные ребенком баллы. Макс. балл – 20, мин. – 0. Балловые результаты необходимо перевести в %.

У ребенка высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях природы, если он набрал 75-100% правильных ответов.

Средний уровень – 50-75%.

Низкий – ниже 50%.

Описание заданий и протокол констатирующего эксперимента см. в приложении 1.

Результаты см. в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе эксперимента

№ Ф.И. ребенка балл % уровень

1 А. Саша 16 80 высокий

2 Б. Наташа 12 60 средний

3 Б. Радик 16 80 высокий

4 В. Саша 20 100 высокий

5 Г. Данил 19 95 высокий

6 Д. Рушания 17 85 высокий

7 Е. Егор 13 65 средний

8 Ж. Регина 18 90 высокий

9 З. Марина 12 60 средний

10 И. Миша 14 70 средний

11 К. Витя 15 75 высокий

12 Л. Полина 14 70 Средний

13 М. Рустик 17 85 Высокий

14 Н. Роза 19 95 Высокий

15 Ш. Тагир 10 50 Низкий

15,46 77,3

Вывод: В группе был выявлен 1 ребенок (6,6%) с низким уровнем представлений о сезонных изменениях в природе, 5 детей (33,4%) со средним уровнем, 9 (60%) с высоким уровнем. Выборочное среднее – 15,46 баллов, 77,3%.

Так же мы провели количественный анализ ответов и определили вопросы, которые вызвали затруднения у детей - №5, №6, №4, №3.

Таким образом, в формирующем эксперименте необходимо особое внимание уделить развития у детей умений определять времена года по состоянию воды, сезонные изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена годы по цветущим растениям.

..........

Заключение:

Подводя итог краткому обзору психологических и педагогических исследований, можно сказать, что в дошкольном детстве идет интенсивное развитие перцепции детей. В процессе продуктивных видов деятельности они овладевают сенсорными эталонами цвета, формы, сравнительной характеристикой величины и на этой основе совершенствуют свои возможности распознавать признаки предметов. К 6 —7 годам дошкольники овладевают способностью более или менее планомерно обследовать предметы, а также зрительно анализировать объекты сложной формы, цветовые оттенки. Это позволяет выявлять возможности детей замечать изменения сенсорных свойств предметов, растущих и развивающихся объектов природы.

Таким образом, исследования по ознакомлению дошкольников с закономерными изменениями в природе (сезонными, ростом и развитием растений и животных) показывают, что это содержание знаний доступно детям. При правильной педагогической организации формирование динамических представлений о природе становится важным фактором их умственного воспитания: формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих изменений во времени; формируется понимание специфической взаимосвязи растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание; способность прогнозировать дальнейшие изменения и т.д.

..........

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа.

На первом этапе мы разработали авторскую методику диагностики представлений дошкольников 5-6 лет о сезонных изменениях в природе. Методика представляет собой тест, состоящий из 10 заданий, оценка по тесту производится от 0 до 2 баллов.

Первичная диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе по данной методике показала, что в группе 1 ребенок (6,6%) с низким уровнем представлений о сезонных изменениях в природе, 5 детей (33,4%) со средним уровнем, 9 (60%) с высоким уровнем.

Так же мы провели количественный анализ ответов и определили вопросы, которые вызвали затруднения у детей. Таким образом, мы определили, что в формирующем эксперименте необходимо особое внимание уделить развития у детей умений определять времена года по состоянию воды, сезонные изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена годы по цветущим растениям.

..........

Похожие работы на данную тему