ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. При ознакомлении дошкольников с природой важ¬ное значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпо¬сылок и первичных элементов материалистического мировоз¬зрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одно¬временной изменчивости и тождественности объектов. Ознаком¬ление детей с конкретными фактами диалектически развиваю¬щейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики.
В процессах смены сезонов наглядно прояв¬ляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах жи¬вой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса.
Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.
Таким образом, мы считаем обоснованным выбор темы нашего исследования: «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе».
Цель исследования – изучение методики ознакомления дошкольников сезонными изменениями в природе.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методические аспекты процесса ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе;
2. Выделить этапы, формы и методы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе;
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
2.1. Первичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе
Задачи:
- разработать методику диагностики представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе;
- выявить уровень представлений детей о сезонных изменениях в природе;
- определить направления работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Методы:
- тест.
Тест «Диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе»
Ребенку предлагается 10 заданий на определение сезонных изменений в живой и неживой природе. Каждое задание оценивается по 2 бальной шкале:
2 балла – ребенок все раскладывает правильно.
1 балл – ребенок допускает незначительные ошибки в задании и самостоятельно исправляет их.
0 баллов – задание выполнено не верно.
Оценка результатов диагностики.
Для оценки результатов диагностики необходимо сложить набранные ребенком баллы. Макс. балл – 20, мин. – 0. Балловые результаты необходимо перевести в %.
У ребенка высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях природы, если он набрал 75-100% правильных ответов.
Средний уровень – 50-75%.
Низкий – ниже 50%.
Описание заданий и протокол констатирующего эксперимента см. в приложении 1.
Литература
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
2. Венгер Л.А. Восприятие в обучении. – М., 1969.
3. Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1977.
4. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
5. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В.И. Загвязинского. – Тюмень, 1998.
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1989.
7. Коллектив детского сада N 2. Дерево времен года// Дошкольное воспитание / №9/2002.
8. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Дис…канд.пед.наук. – М., 1991.
9. Корзакова Е.И., Фокина В. Г. Труд в природе //Дошкольное вос¬питание. — 1976. — № 6.
10. Наблюдение и труд детей в природе: Пособие для воспитателей детского сада. – 3-е изд. – М., 1976.
11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошколь¬ном детстве. — М., 1995.
12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошколь¬ников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. — М., 1996.
13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Кн. для воспитателей детского сада. — М., 1999.
14. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». Пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к школе./ С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001.
15. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспита¬ния детей: Метод, рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993.
16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализа¬ции в детском саду. — М., 1999.
17. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
18. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981.
19. Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963.
20. Столяров В.И. Процесс изменения и его познание. – М., 1966.