Курсовая практика по теме: Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Название работы: Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

48 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ 5

1.1. Изучение возможность познания дошкольниками изменчивости в природе в психологической и методической литературе 5

1.2. Методика ознакомления детей с сезонными изменениями в природе 12

1.3. Содержание знаний дошкольников о сезонных изменениях в программах экологического образования 16

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ 24

2.1. Первичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе 24

2.2. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе 26

2.3. Вторичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе 28

Выводы по второй главе 31

Заключение 32

Литература 34

Приложение

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. При ознакомлении дошкольников с природой важ¬ное значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпо¬сылок и первичных элементов материалистического мировоз¬зрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одно¬временной изменчивости и тождественности объектов. Ознаком¬ление детей с конкретными фактами диалектически развиваю¬щейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики.

В процессах смены сезонов наглядно прояв¬ляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах жи¬вой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Таким образом, мы считаем обоснованным выбор темы нашего исследования: «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе».

Цель исследования – изучение методики ознакомления дошкольников сезонными изменениями в природе.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методические аспекты процесса ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе;

2. Выделить этапы, формы и методы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе;

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

2.1. Первичная диагностика представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе

Задачи:

- разработать методику диагностики представлений детей 5-6 лет о сезонных изменениях в природе;

- выявить уровень представлений детей о сезонных изменениях в природе;

- определить направления работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Методы:

- тест.

Тест «Диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе»

Ребенку предлагается 10 заданий на определение сезонных изменений в живой и неживой природе. Каждое задание оценивается по 2 бальной шкале:

2 балла – ребенок все раскладывает правильно.

1 балл – ребенок допускает незначительные ошибки в задании и самостоятельно исправляет их.

0 баллов – задание выполнено не верно.

Оценка результатов диагностики.

Для оценки результатов диагностики необходимо сложить набранные ребенком баллы. Макс. балл – 20, мин. – 0. Балловые результаты необходимо перевести в %.

У ребенка высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях природы, если он набрал 75-100% правильных ответов.

Средний уровень – 50-75%.

Низкий – ниже 50%.

Описание заданий и протокол констатирующего эксперимента см. в приложении 1.

Литература

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

2. Венгер Л.А. Восприятие в обучении. – М., 1969.

3. Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1977.

4. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

5. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В.И. Загвязинского. – Тюмень, 1998.

6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1989.

7. Коллектив детского сада N 2. Дерево времен года// Дошкольное воспитание / №9/2002.

8. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Дис…канд.пед.наук. – М., 1991.

9. Корзакова Е.И., Фокина В. Г. Труд в природе //Дошкольное вос¬питание. — 1976. — № 6.

10. Наблюдение и труд детей в природе: Пособие для воспитателей детского сада. – 3-е изд. – М., 1976.

11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошколь¬ном детстве. — М., 1995.

12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошколь¬ников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. — М., 1996.

13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Кн. для воспитателей детского сада. — М., 1999.

14. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». Пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к школе./ С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001.

15. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспита¬ния детей: Метод, рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993.

16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализа¬ции в детском саду. — М., 1999.

17. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

18. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981.

19. Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963.

20. Столяров В.И. Процесс изменения и его познание. – М., 1966.

Похожие работы на данную тему