Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость. Труд становится такой же жизненно важной потребностью как потребность в пище, еде, активности.
Все это является основой нравственного воспитания ребенка.
Кроме того, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. Посещая различные предприятия, знакомясь с трудом взрослых на кухне, гараже, транспорте, фабрике и т.д. Ребенок расширяет свой кругозор, обогащает знания об окружающем мире, устанавливает связи между деятельностью человека и настоящим положением вещей. Например, труд лесника способствует росту лесов, сохранению животных и растений, что приводит к тому, что наша земля становится богаче и красивее.
В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок неосознанно начинает выделять его структуру: взрослый сначала ставит цель, затем использует специальные навыки и умения в деятельности, получает результат. Это остановится основой формирования самостоятельной трудовой деятельности дошкольника.
Ознакомление с трудом взрослых в дошкольном возрасте является начальной ступенью профессиональной ориентации ребенка. Ребенок наблюдает, анализирует, оценивает, «примеряет».
Однако сегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, это связано, прежде всего, с материальными трудностями: отсутствием «трудового пространства» (в детских садах дошкольники обычно трудятся только в уголках природы), орудий труда, времени. Сегодня задача трудового воспитания не является приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Но, как мы уже отмечали выше, именно трудовая деятельность является основой развития нравственных качеств личности, умственного, физического развития и т.д. А истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей с трудом взрослых. Основываясь на актуальности и проблематике темы, мы определили цель нашего исследования.
Цель исследования. Рассмотреть проблему ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Представления детей дошкольного возраста о труде взрослых.
Предмет исследования. Процесс формирования знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
сельскохозяйственного труда, рассказать им, как он интересен, полезен и почетен, воспитать желание быть помощниками взрослых.
Нужно, чтобы дети знали имена лучших животноводов своего колхоза или совхоза, гордились ими. Полезно рассказывать им и о животноводах других колхозов.
Огромную помощь оказала нам художественная литература рассказ В.Сухомлинского о чабане Перояне, в котором говорится о преданности и любви человека к своему делу.
Рассказ мы разбили на несколько частей и по каждой части провели с детьми беседу.
1–я часть
«Михаил Андреевич работал чабаном в украинском селе. Он очень любил свой труд, заботливо ухаживал за маленькими ягнятами. Когда началась война с фашистами, колхозники стали переправлять всех овец в безопасное место. Дедушка Михаил не оставил ягнят. Он тоже погнал отару. По дороге фашистские самолеты начали обстреливать овец из пулемётов. Животные тревожно блеяли, останавливались на дороге, а дедушка Михаил стоял возле них, и у него текли слезы. Когда налет окончился, на дороге осталось несколько убитых овец. Старый чабан увидел, что один ягненок пытается подняться на ноги, но не может: пулей перебило ему заднюю ногу. Дедушка взял ягненка на руки и понес…»
Вопросы к беседе:
- Кто начал обстреливать овец из пулеметов?
1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. – М., 1982.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
5. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П. Софонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П. Тарасовой. М.: Просвещение, 1982.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб.: Детство-пресс, 2002.
9. Жуковская Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду. – М.; Л., 1935.
10. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
11. Корзакова Е.И. Труд в природе. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.н. Афаносовой. – М.: Просвещение, 1981.
12. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. - СПб., 1995.
13. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. Л., 1979.
14. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
15. Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой (авторская программа). – Уфа, «Китап», 1995.