Дипломная по теме: Формирование у детей представлений о труде взрослых

Название работы: Формирование у детей представлений о труде взрослых

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ 6

1.1. Проблема формирования у детей представлений о труде взрослых в исследованиях отечественных педагогов 6

1.2. Роль представлений о труде взрослых в воспитании дошкольников 10

1.3. Содержания представлений о труде взрослых в программах воспитания и образования детей дошкольного возраста 12

1.4. Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых 16

Выводы по первой главе 22

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ

2.1. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых на констатирующем этапе эксперимента 23

2.2. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 26

2.3. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых на контрольном этапе эксперимента 44

Выводы по второй главе 48

Заключение 49

Литература 52

Выдержка:

Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость. Труд становится такой же жизненно важной потребностью как потребность в пище, еде, активности.

Все это является основой нравственного воспитания ребенка.

Кроме того, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. Посещая различные предприятия, знакомясь с трудом взрослых на кухне, гараже, транспорте, фабрике и т.д. Ребенок расширяет свой кругозор, обогащает знания об окружающем мире, устанавливает связи между деятельностью человека и настоящим положением вещей. Например, труд лесника способствует росту лесов, сохранению животных и растений, что приводит к тому, что наша земля становится богаче и красивее.

В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок неосознанно начинает выделять его структуру: взрослый сначала ставит цель, затем использует специальные навыки и умения в деятельности, получает результат. Это остановится основой формирования самостоятельной трудовой деятельности дошкольника.

Ознакомление с трудом взрослых в дошкольном возрасте является начальной ступенью профессиональной ориентации ребенка. Ребенок наблюдает, анализирует, оценивает, «примеряет».

Однако сегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, это связано, прежде всего, с материальными трудностями: отсутствием «трудового пространства» (в детских садах дошкольники обычно трудятся только в уголках природы), орудий труда, времени. Сегодня задача трудового воспитания не является приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Но, как мы уже отмечали выше, именно трудовая деятельность является основой развития нравственных качеств личности, умственного, физического развития и т.д. А истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей с трудом взрослых. Основываясь на актуальности и проблематике темы, мы определили цель нашего исследования.

Цель исследования. Рассмотреть проблему ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста.

Объект исследования. Представления детей дошкольного возраста о труде взрослых.

Предмет исследования. Процесс формирования знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

сельскохозяйственного труда, рассказать им, как он интересен, полезен и почетен, воспитать желание быть помощниками взрослых.

Нужно, чтобы дети знали имена лучших животноводов своего колхоза или совхоза, гордились ими. Полезно рассказывать им и о животноводах других колхозов.

Огромную помощь оказала нам художественная литература рассказ В.Сухомлинского о чабане Перояне, в котором говорится о преданности и любви человека к своему делу.

Рассказ мы разбили на несколько частей и по каждой части провели с детьми беседу.

1–я часть

«Михаил Андреевич работал чабаном в украинском селе. Он очень любил свой труд, заботливо ухаживал за маленькими ягнятами. Когда началась война с фашистами, колхозники стали переправлять всех овец в безопасное место. Дедушка Михаил не оставил ягнят. Он тоже погнал отару. По дороге фашистские самолеты начали обстреливать овец из пулемётов. Животные тревожно блеяли, останавливались на дороге, а дедушка Михаил стоял возле них, и у него текли слезы. Когда налет окончился, на дороге осталось несколько убитых овец. Старый чабан увидел, что один ягненок пытается подняться на ноги, но не может: пулей перебило ему заднюю ногу. Дедушка взял ягненка на руки и понес…»

Вопросы к беседе:

- Кто начал обстреливать овец из пулеметов?

1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. – М., 1982.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.

4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

5. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

7. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П. Софонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П. Тарасовой. М.: Просвещение, 1982.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб.: Детство-пресс, 2002.

9. Жуковская Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду. – М.; Л., 1935.

10. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.

11. Корзакова Е.И. Труд в природе. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.н. Афаносовой. – М.: Просвещение, 1981.

12. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. - СПб., 1995.

13. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. Л., 1979.

14. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

15. Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой (авторская программа). – Уфа, «Китап», 1995.

Похожие работы на данную тему