Введение
В результате отказа современного российского общества от советской модели воспитания традиционная русская культура стала источником поиска новых путей и способов социализации детей.
Сущность проводимых в этой области экспериментов состоит во внесении в современную жизнь, в систему образования традиционного образа детства как времени освоения самых необходимых для нормальной жизни в обществе навыков и умений. Овладение традиционными ремёслами, навыками ручного труда и образного понимания мира в традиционной культуре означало переход ребёнка в возрастную категорию взрослых.
Обучение ремеслам в сегодняшней школе основывается на попытке соединения представления о традиции – непосредственной передаче опыта и знаний из рук в руки – с современными концепциями образования, поурочной системой, широким выбором методик преподавания, необходимостью разрабатывать программы, основанные на государственном образовательном стандарте.
1. Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.