Введение:
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [32].
Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения - от дошкольных учреждений до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф.Фребель, М.Монтессори [14]. Но в исследованиях А.В.Запорожца [12], Л.А.Венгера [5], Н.Н.Поддьякова [32] выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори [14], но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Глава 3:
Уже через полгода наблюдалась положительная динамика: был составлен перспективный план работы учреждения по экологическому образованию на три года, доработана технология диагностического обследования детей, оформлена картотека-перечень содержимого уголков природы по возрастам, картотека игр-тренингов, картотека педагогических ситуаций и др. На малых педагогических чтениях в детском саду был обобщен опыт работы: «Интеллектуальное развитие детей в процессе наблюдения за растениями и животными», «Развитие познавательной активности у детей младшего возраста через организацию наблюдений в природе».
Использование активных форм методической работы (дискуссия «Воспитание или обучение - что важнее?», мозговой штурм «Экологические проекты в дошкольном учреждении», круглый стол «Экология и дошкольник: успехи и поражения») способствовало включению всех педагогов в творческий поиск, в результате которого появилось много идей: создание в ДОУ экологического комплекса, включающего библиотеку, музей «Экологический калейдоскоп», выставку «В мире прекрасного», уголок природы, экологическую тропу на территории детского сада, огород; оформление книги «Легенды и мифы об исчезающих животных Курганской области».
Благодаря усилиям всего коллектива детского сада и помощи родителей все эти идеи удалось осуществить. Экологическое образование детей в нашем учреждении осуществляется в соответствии с реализуемой нами программой С.Н. Николаевой «Юный эколог» и планом работы детского сада по экологическому образованию. Данное направление работы проецируется на различные виды активности ребенка, т.е. в любой деятельности изыскиваются моменты, способствующие закреплению нужных знаний, навыков, отношений.
Большое внимание уделяется работе с родителями (см. Приложение 10). С целью их информирования, стимулирования их активного участия в образовательном процессе, были проведены следующие мероприятия: пресс-конференция «Человек и природа: трагедия и гармония», физкультурно-музыкальное развлечение «У природы есть друзья - это ты, и мы, и я», конкурс семейных газет и экологических плакатов. Создан клуб выходного дня «Колобок» (11 семей). Объединившись, родители, дети, сотрудники выезжают за город, посещают бассейн, парки, организуют совместные развлечения.
Таким образом, уже становится традицией нашего детского сада участие родителей в организуемых нами экологических акциях, в результате чего они приносят реальную помощь в укреплении материальной базы и экологизации развивающей среды учреждения. Проводимая работа способствовала сплочению родительского и педагогического коллективов, объединению усилий в экологическом образовании детей.
Заключение:
Таким образом, в ходе работы, мы выяснили, что необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования является достаточно острой и актуальной. Результаты исследования показывают, что применение метода наблюдения при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает положительные результаты, а именно:
– позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
– положительно влияет на умственное развитие дошкольника;
– улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
– повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
– формирует цельное представление о экосистемах и временах года.
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что наблюдение как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и, прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.
В ходе эксперимента было выявлено, что все формы наблюдения дают примерно одинаковые результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Кроме того, установлено, что применение метода является возможным и актуальным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире.
Предлагается использовать метод наблюдения шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.
Итак, в ходе проведенного нами исследования мы изучили теорию, методику, специальную литературу по данной теме; выявили особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста; определили задачи ознакомления дошкольников с окружающим миром растений и животных; рассмотрели сущность наблюдения как вида деятельности старшего дошкольника, особенности методики руководства наблюдением в разных возрастных группах; дали сравнительный анализ отечественных программ экологического воспитания, а также проследили динамику изменения уровня развития детей в процессе экспериментальной работы.