Введение:
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей яв¬ляется одной из наиболее острых про¬блем не только для педагогов и психо¬логов, ho и для общества в целом. На¬растающая волна детской преступно¬сти и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы¬двигают на первый план задачу изуче¬ния психологических условий, вызываю¬щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля¬ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов¬ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии ха¬рактерны для большинства детей. Од¬нако известно, что у определенной ка¬тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет¬ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ре¬бенка, сужаются возможности полно¬ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су¬щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос¬таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под¬ходы к определению сущности агрес¬сивного поведения, его психологичес¬ких механизмов. При всем многообра¬зии трактовок этого явления, агрессив¬ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста......
Глава 2:
Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Организация и проведение диагностического эксперимента;
2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
3. Оценка и анализ эмпирического исследования;
Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
2.1.1. Этапы исследования
Эмпирическое исследование проходило в четыре этапа.
Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями.
На втором этапе по результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для создания коррекционной программы. В ходе исследования были выделены степень проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и проективного теста для детей.
На третьем этапе, основываясь на проведенном анализе основных новообразований дошкольного возраста, теоретическом и эмпирическом изучение проблемы детской агрессивности мы разработали и реализовали систему мероприятий по коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников.
На четвертом этапе мы провели анализ опытно-экспериментальной работы и сделали выводы.
Рассмотрим основные методики, использованные нами в эмпирическом исследовании.....
Заключение:
Проблема агрессивности является предметом научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в России в течение ряда последних десятилетий, и вызвали “взрыв” агрессивности, возбудив научный интерес исследователей к этой проблематике. Снижение возрастного ценза в исследовании агрессивности обусловлено ростом ее проявлений в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу у педагогов. Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи.
Диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников в данном исследовании проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития.
Делается вывод, что проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низкий социальный статус ребенка в группе;
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
4) неудовлетворенность потребности в признании.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания....