Введение:
Проблема агрессивности является предметом научной рефлексии в отече-ственной и зарубежной психологии. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в России в течение ряда последних десятилетий, вы-звали “взрыв” агрессивности, возбудив научный интерес исследователей к этой проблематике. Снижение возрастного ценза в исследовании агрессивности обусловлено ростом ее проявлений в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу у педагогов. Своевременное выявление агрес-сивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного ва-рианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологи-ческой помощи, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая, экологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в лично-стном развитии и поведении растущих людей. Проблема агрессивности затра-гивает общество в целом, беспокоит и педагогов, родителей.
В рамках данной работы поставлена цель определить связь агрессивности детей с их положением в системе межличностных отношений в детском кол-лективе.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет: связь агрессивных форм поведения с их социальным статусом.
Гипотеза: в своей гипотезе мы полагаем, что агрессивные дети должны иметь низкий социальный статус, а значит, надлежит в целях коррекции их по-ведения использовать изменение их социального статуса в своем коллективе.
Для подтверждения цели и обоснования гипотезы мы выдвинули следую-щие задачи:
Глава 2:
Я получила следующие результаты:
В таблице 3 находятся следующие полученные данные: по симптомоком-плексу «незащищенность» - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей – низкий уровень незащищенности. По симпто-мокомплексу «агрессивность» - высокий уровень агрессивности имеют 7% де-тей, средний уровень агрессивности имеют 17% детей и низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомо-комплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий уровень. По симпто-мокомплексу «чувство неполноценности»: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомо-комплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и низ-кий уровень – 83% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомоком-плексам, я увидела некоторую взаимосвязь уровня агрессивности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высо-ким и повышенным уровнем агрессивности наблюдаются трудности в обще-нии, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Анализируя рисунки некоторых детей, я получила следующие результаты:
Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал наличие у ребенка высоко-го уровня эмоциональной агрессивности. А именно, на рисунке мальчик изо-бразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, от-ражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок исполь-зовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и вы-ходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисова-нии сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда ри-совал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о сущест-вующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в об-щении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, по-этому можно предположить, что ребенок неуверен в себе, может быть зани-женная самооценка.
В некоторых рисунках дети изображают
Заключение:
В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной агрессив-ности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень агрессивности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем агрес-сивности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем агрессивности.
Агрессивные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популяр-ных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, ма-лообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаи-моотношениях. Результатом безынициативности агрессивных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ве-дет к снижению эмоционального фона агрессивного ребенка, к тенденции из-бегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой об-щения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутст-вия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и агрессивности, которые и создают либо чувство неполноцен-ности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становит-ся эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям во-обще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
1. В данной группе детей старшего дошкольного возраста большинство детей имеют низкий уровень агрессивности, несколько детей имеют средний уровень агрессивности и два ребенка имеет высокий уровень агрессивности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждеб-ности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.