Введение:
Что такое сказка? – таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории – о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Мария к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу, как хитроватый работник наказал попа за жадность, и другие истории. Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, созреет ошибочное впечатление, что, мол, сказка – пустяк, достойный занять лишь пустое воображение, - у взрослого человека есть занятие и посерьёзнее. «Сказка – складка», «Сказка – врака». Но если сказка – только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения, занимают людей многие столетия?
Ещё М.В.Ломоносов писал, что в вымысле сказок заключена «идея обыкновенная и натуральная и что очевидное несоответствие вымысла реальности представляет истину великолепнее, сильнее или приятнее». Мысль Ломоносова об истинности сказочного вымысла не была по достоинству оценена современниками, но не затерялась.
А.С.Пушкин заметил: «Сказка – ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок».
Не все соглашались, что в сказке заложен серьёзный смысл. К.С.Аксаков писал: «Сказка-складка (вымысел), а песня – быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку». По словам Аксакова, в песнях отразились «народные события, историческая и бытовая жизнь». Совсем другое сказка. С самых первых даётся знать, что это вымысел…
Глава 2:
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью .
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Заключение:
“Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.”
От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их жизнь. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Концепция дошкольного воспитания ставит перед нами задачу “формирования культуры познания”.