Введение:
Игра занимает очень важное место в жизни человека, поскольку в дошкольном возрасте именно игровая деятельность является основным видом деятельности ре-бенка. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впо-следствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успеш-ность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и вооб-ражения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.1
Другими словами, именно в игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного опыта.
Это объясняет тот факт, что игра как особый вид деятельности привлекает к се-бе внимание многих исследователей – педагогов, психологов, философов, социоло-гов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, представителей разных от-раслей науки интересуют «свои» аспекты игры, но все они сходятся в том мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.
В настоящее время специалисты в области дошкольной педагогики единодуш-но признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные задачи. Методологической основой разви-тия теории и практики детской игры является положение об игре как о целенаправ-ленной социальной деятельности и важном средстве воспитания.
В дошкольной педагогике и в практике работы детских садов утвердилось мнение о том, что развитие ребенка определяется условиями его жизни и воспитания, и что поступательное развитие личности не есть результат спонтанно проявляющих-ся, заложенных природой индивидуальных черт и качеств.
Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране было начато еще в 20-е годы Л.С. Выготским. Впоследствии идеи Выготского развивали такие известные отечественные психологи, как А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Про-блемам изучения игры большое внимание уделяли К.Д. Ушинский и А.С. Макарен-ко. В современной отечественной науке изучением игры как особого вида деятельно-сти занимаются многие ученые – А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, С.Л. Новоселова, М.А. Васильева, А.А. Люблинская и многие другие.
Глава 2:
Игрушки должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки кото-рого проявляются у ребенка достаточно рано.
Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Несомненно, они должны удовлетворять тре-бованиям гигиены. Особое внимание следует обратить на качество окраски игрушек, так как ребенок, особенно маленький, склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. Особенно актуальна эта проблема сейчас, когда на наших рынках и в наших магазинах появляется множество игрушек, не отвечающих сани-тарно-гигиеническим требованиям и не прошедших государственный контроль.
Кроме того, в условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимен-та игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент носит случайный харак-тер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следую-щими качествами:
• Полифункциональность (игрушки могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях). Тем самым иг-рушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой симво-лической функции мышления.
• Возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе взрослого как играющего партнера, и инициировать совместные действия: коллективные постройки, совместные игры и т.д.).
• Дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе спосо-бы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например, не-которые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
С другой стороны, следует всячески ограждать детей от отрицательного влия-ния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (лю-дям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверст-ники и взрослые);
• вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в ка-честве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и т.д.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Игрушки требуют известной дозировки, как в качественном, так и в количест-венном отношении. Не следует покупать ребенку слишком много игрушек. К при-меру, в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек одновременно. Часто у ребенка скапливается большое количество однотипных игрушек, которые быстро ему надоедают. Можно посоветовать родителям разделить игрушки на несколько наборов и периодически менять их, один набор убирая, а другой давая ребенку.
Родителям следует всегда помнить, что игрушке принадлежит очень важная роль в развитии дошкольника. И от того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – развитие его спо-собностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценно-стей, смыслов и установок.
Заключение:
Игра является слагаемым нескольких компонентов:
1) это деятельность, в ходе которой развивается психика ребенка;
2) особое отношение личности к окружающему миру;
3) особое содержание усвоения;
4) социально-педагогическая форма организации детской жизни;
5) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отно-шение к миру);
6) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность (см. приложение 2).1
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны пси-хики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.2
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации дошкольников, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы пове-дения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчест-ву. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Именно поэтому необходимо правильно руководить игрой ребенка. Непра-вильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка будет проходить с различными затруднениями.
Воспитатели и руководители должны умело руководить игрой, то есть руково-дить ею так, чтобы игра достигла своей цели, то есть помогла ребенку усвоить соци-альные нормы и ценности.
Руководство игрой имеет возрастные особенности. Для детей младшего школь-ного возраста игрушка зачастую определяет содержание игры, а у старших детей иг-ра развивается уже самостоятельно, сюжет игры определяет выбор игрушек.
Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые) имеет свои особенности в методике проведения. Особую сложность представляет руководство сюжетно-ролевыми играми, так как сюжет игры может начать развиваться самым неожиданным образом.
Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, проникнувшись его идеями и замыслами, искренне заинтересо-вавшись игрой ребенка. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Ребенок будет постоянно спрашивать: «А что делать дальше?». Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ре-бенка самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию.
Так как игру дошкольника невозможно представить себе без разного рода иг-рушек, воспитатели и родители должны обращать особое внимание на их подбор.
Игрушка должна покупаться с учетом возраста ребенка, главное внимание сле-дует обращать не на ее красочность или стоимость, а на педагогическую ценность. Кроме того, игрушка должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и раз-вивать эстетический вкус ребенка. Следует избегать игрушек, которые могут нанести физический или моральный вред ребенку.