Введение:
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.
Поэтому мы считаем актуальной и правомерной тему нашего исследования: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольн6ого возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Предложить рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Глава 2:
Цель констатирующего эксперимента – диагностика исходного уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Задачи:
1. Подбор (разработка) диагностической методики для выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников;
2. Проведение диагностики;
3. Анализ результатов диагностики и определение направлений работы на формирующем этапе эксперимента.
Методы:
Наблюдение.
В исследование участвовали дети младшего дошкольного возраста:
Аминева Гульнур
Андреев Вадим
Банников Тимур
Басыров Раушан
Каримова Альфия
Костенко Лена
Малышев Сергей
Сафонова Маша
Фаизова Рита
Чеботаева Седа
Наблюдение в процессе проведения режимных процессов
Цель: выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.
Протокол наблюдения см. в приложении 1.
Результаты см. в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков на констатирующем этапе эксперимента
№ Ф.И. Количество ярко выраженных
критериальных качеств Количество
качеств проявляющихся
время от времени Количество непроявляющихся качеств уровень
1 Аминева Гульнур 7 0 0 высокий
2 Андреев Вадим 0 7 0 средний
3 Банников Тимур 0 3 4 низкий
4 Басыров Раушан 0 0 7 низкий
5 Каримова Альфия 7 0 0 высокий
6 Костенко Лена 0 7 0 средний
7 Малышев Сергей 0 2 5 низкий
8 Сафонова Маша 0 7 0 средний
9 Фаизова Рита 0 0 7 низкий
10 Чеботаева Седа 7 0 0 высокий
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста определяются по преобладанию той или иной степени выраженности наблюдаемых качеств.
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков считается высоким, если у ребенка большинство качеств ярко выражено, средним, если большинство качеств проявляется время от времени, низким, если большинство качеств не проявляется.
Вывод: Таким образом, в результате наблюдения было выявлено 30% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 50% - со средней, 20% - с низкой.
2.2. Формирующий эксперимент
Цель: выбор форм, средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подготовка и реализация воспитательной работы.
Задачи:
Провести планирование, разработку конспектов и подготовку воспитательных мероприятий;
Апробировать их;
Повысить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников поведения дошкольников.
Заключение:
В содержании культуры поведения дошкольников можно ус¬ловно выделить следующие компоненты: культура деятельнос¬ти, культура общения, культурно-гигиенические навыки и при¬вычки.
Культурно-гигиенические навыки — важная состав¬ная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, со¬держания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблю¬дении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смот¬реть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, ре умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
К числу основных условий успешного форми¬рования культурно-гигиенических навыков от¬носятся рационально организованная обста¬новка, четкий режим дня и руководство взро¬слых.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в программах «Радуга», М.А. Васильевой, «Детство». Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
В результате констатирующего наблюдения было выявлено 30% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 50% - со средней, 20% - с низкой.
Целью формирующего эксперимента был выбор форм, средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подготовка и реализация воспитательной работы.
В ходе формирующего эксперимента мы использовали следующие формы, средства и методы воспитания: театрализованные игры, занятия, показ, пояснения, оценка взрослого и т.д.
Целью контрольного эксперимента было анализ и оценка проведенной работы.
В результате наблюдения было выявлено 70% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 30% - со средней, 0% - с низкой.