Введение:
К настоящему времени в мире накопился уже достаточно большой опыт органи-зации и обеспечения функционирования государственных налоговых систем. Но глав-ным недостатком подавляющего большинства из них является их громоздкость, обре-менительность для граждан и большие затраты ресурсов на собственное функциони-рование. Зачастую складывается ситуация, когда выгоднее вообще не контролировать правильность уплаты некоторых налогов, чем тратить средства на организацию кон-троля за правильностью его уплаты. Учитывая, что Россия стоит в самом начале пути создания своей налоговой системы, можно по-новому подойти к процессу ее созда-ния, не повторяя слабые места и недостатки существующих, поэтому сравнение суще-ствующих налоговых систем в различных странах, особенно европейских, являющих-ся нашими ближайшими соседями, является интересной и актуальной.
Как известно, налоги в государстве вводятся с целью, чтобы общество могло вы-делять средства не решение своих общих проблем: оборону, экологию, социальную защиту населения и т.п. В государстве всегда существует проблема формирования бюджета, размеры которого определяются теми задачами, которые предстоит решать с помощью бюджетного финансирования. При этом одной из статей расходов в бюд-жете являются затраты на содержание налоговых служб, на обеспечение функциони-рования и совершенствования налоговой системы. Эффективность деятельности са-мой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективно-сти социально - экономической системы общества.
Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетво-рять ряду требований.
1. Необходимо, чтобы налоговая система не заставляла граждан и юридические лица выдумывать способы ее обмана.
2. Налоговая система не должна поощрять граждан и юридические лица к дейст-виям в теневой экономике.
3. Налоговая система должна стимулировать деловую активность граждан и предприятий.
Глава 2:
Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюд-жета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Рассмотрим ос-новные вопросы корпоративного налогообложения.
Компания считается резидентом Дании, если она была зарегистрирована согласно датскому законодательству или если главный орган управления этой компанией рас-положен на территории Дании. Юридические лица - резиденты Дании имеют полную налоговую обязанность по всему доходу, полученному как на территории Дании, так и за ее пределами. Компании-нерезиденты выплачивают налоги только с тех доходов, источники которых находятся в Дании, включая прибыль постоянного представитель-ства, доходы от земельных участков, авторские гонорары, дивиденды и другие источ-ники доходов. Налоговое бремя распространяется на доходы, полученные в отчетном финансовом году. Началом финансового года для только что созданной компании яв-ляется момент ее регистрации.
Ставка налога на прибыль корпораций установлена в размере 34 % и применяется как в отношении резидентов, так и нерезидентов. Не существует различий при нало-гообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании.
Установлены достаточно жесткие правила определения и корректировки налого-облагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль - это прибыль, взятая из итогового отчета о финансовых результатах предприятия за отчетный период. Она уменьшается на сумму фактических затрат на ведение бизнеса (ведение, сохранение и поддержание бизнеса). Однако только 25 % затрат на подготовку и проведение развлекательных мероприятий может быть вычтено из налогооблагаемой базы.
Капитальные затраты обычно не уменьшают налогооблагаемую базу. Однако не-которые виды затрат на открытие и расширение бизнеса, такие, как затраты на марке-тинговые исследования, гонорары, выплаченные экспертам, и регистрационная по-шлина, могут уменьшить налогооблагаемую базу предприятия. Дивиденды и процен-ты вычитаются в полном объеме.
Заключение:
Многие противоречия налоговых систем могут быть сняты, если рассматривать налоги не с точки зрения перераспределения произведенного прибавочного продукта между его производителем и обществом, а с точки зрения платы отдельных членов общества за ресурсы, принадлежащие всему обществу.
Остается только выбрать те ресурсы, уровень потребления которых характеризует экономическое развитие, а эффективность использования определяет эффективность производства. При современном уровне технологического развития общества таких ресурсов может быть два: это энергетические ресурсы и трудовые ресурсы.
Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного уст-ройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и в меньшей степени - транс-фертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Это негативно сказыва-ется на социально-экономическом развитии регионов и провоцирует налоговый сепа-ратизм.
Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно производственный сектор. Расчеты показывают, что при добросовестной уплате всех налогов среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высо-кие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам эко-номического роста. Российским предприятиям, в отличие от западных, приходится приспосабливаться к изменениям в отношениях собственности, осваивать принципы корпоративного управления, адаптироваться к конкуренции. При неблагоприятном налоговом режиме это малореально, что и подтверждается отечественной практикой.
Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью налоговых льгот. Но это только ухудша-ет экономическую ситуацию. Во-первых, льготы предоставляются отдельным пред-приятиям и организациям вне системы государственных приоритетов. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффек-тивности работы предприятий, а на установление "особых" отношений с органами власти. Во-вторых, льготы способствуют развитию теневой экономики, создают осно-ву для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налого-обложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни пред-приятия на "законном" основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются неконкурентоспособными и выталкиваются с рынка или тоже начинают уклоняться от налогов.