Введение
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и вне¬бюджетные фонды в определенных законом размерах и в установ¬ленные сроки. Он выража-ет денежные отношения, складываю¬щиеся у государства с юридическими и фи-зическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и моби-лизаци¬ей финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды го¬сударства. Взносы осуществляют основные участники производст¬ва валового внутреннего продукта:
> работники, своим трудом создающие материальные и нематери¬альные блага и получающие определенный доход;
> хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государст-ва, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйст-вующих субъектов и граж¬дан, с одной стороны, и государства - с другой, по по-воду форми¬рования государственных финансов.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одно¬временно финансовая категория. Как финансовая категория нало¬ги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отно¬шениям, и свои отличительные при-знаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выде-ляют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выяв-ляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном меха¬низме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов: распре-делительную; фискальную; контрольную.
Причем распределительную функцию можно раздробить на ре¬гулирующую и стимулирующую и т.д.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная.
Фискальная функция - основная, характерная изна¬чально для всех госу-дарств. С ее помощью образуются государст¬венные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие час-ти доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны стра-ны и той части непроизводственной сфе¬ры, которая не имеет собственных ис-точников доходов (многие уч¬реждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недоста¬точны для обеспечения должного уровня развития - фундамен-тальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность пере¬распределения части стои-мости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных сло-ев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономическо¬го уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характе¬ризуется огромным рос-том доходов государства от взимания нало¬гов, что связано с расширением его функций и определенной по¬литикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и со-ци¬альные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической кате¬гории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых по-ступлений и их сопоставления с потребно¬стями государства в финансовых ре-сурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Кон¬трольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях дейст-вия распределительной функции.
Изначально распределительная функция налогов носила чис¬то фискаль-ный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство по-считало необходимым активно участ¬вовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него поя¬вились регулирующие функции, которые осуществлялись через на¬логовый механизм. В налоговом регулировании доходов населения поя-вились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Рос¬сийской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регули-рующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроиз-водство, стимулируя или сдерживая его тем¬пы, усиливая или ослабляя накопле-ние капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимо-свя¬зи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства нацио-нального дохода вызывает постоянное соприкосновение на¬логов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, ис-ключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объ-екта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой ба¬зы, понижении налоговой ставки.
В настоящее время в России бурно развивается мелкое и среднее пред-принимательство, которое играет важную роль в формировании бюджетов всех уровней. При этом важно чтобы уп¬лата налогов субъектов малого и среднего предпринимательства происходила в срок и в полном объеме. Для выполнения этой зада¬чи необходим эффективный механизм сбора налогов, совокуп¬ность правовых норм регулирующих эти отношения. В России по¬ка еще вся эта сис-тема только развивается. Пока еще существует множество проблем, коллизий в налоговом праве, препятствующих нормальному функционированию хозяйст-вующих субъектов, среди которых не последнее место занимает частный пред-приниматель, или физическое лицо без образования юридического лица.
Таким образом, тема особенностей налогообложения индиви¬дуальных предпринимателей очень актуальна на данный момент, особенно в связи с при-нятием Налогового кодекса, вторая часть которого вступила в силу 1 января 2001 года.
Целью данной дипломной работы ставится изучить экономи¬ко-правовые аспекты налогообложения индивидуальных предпри¬нимателей, выявить осо-бенности и осветить проблемы налогообло¬жения индивидуальных предприни-мателей, перешедших на упро¬щенную систему налогообложения.
Задачами данной работы ставится изучение конкретных на¬логов, которые уплачиваются индивидуальными предпринимате¬лями, изучить налогооблагае-мую базу каждого налога, особенности взимания и уплаты. Кроме того, ставит-ся задачей на сравнитель¬ном примере рассмотреть налогообложение предпри-нимателя и юридического лица при работе на упрощенной системе налогооб¬ложения.
Федеральным законодательством по налогу с продаж устанавливаются следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогооб-ложения, налоговая база, предельный размер ставки налога, перечень товаров, не являющихся объектом налогообложения, порядок зачисления и нормативы распределения налога между региональными и местными бюджетами.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» зако-нодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации при введении налога с продаж дано право определять ставку налога, порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также уста-навливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация кото-рых освобождается от налога с продаж.
В большинстве субъектов Российской Федерации принята единая ставка налога с продаж в размере 5 %, т.е. на максимально допустимом уровне. Ставка в размере 5 % действует и в Ульяновской области.
Плательщиками налога с продаж являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юриди-ческого лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на терри-тории российской Федерации.
В практике применения законодательства по налогу с продаж нередко возникает ряд вопросов. В частности, индивидуальные предприниматели, при-меняющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, считают необоснованным включение их в состав плательщиков налога с продаж. В этой ситуации необходимо учитывать, что субъекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и от-четности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога с продаж, так как для данной категории налогоплательщиков уплата совокупно-сти установленных законодательством Российской Федерации федеральных, ре-гиональных и местных налогов и сборов, к числу которых относится и налог с продаж, заменяется уплатой единого налога.
Что касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих дея-тельность без образования юридического лица, то применение ими упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты установленного законодательством российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации . часть первая от 31 июля 1998 г. № 146 – ФЗ (с изм. И доп. от 30 марта. 9 июля 1999 г. 2 января 2000 г. и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
2. Налоговый Кодекс и бюджет. Налоговый вестник, 1999 г. Ш, (с. 6-9)
3. Березин И.»Система налогообложения малого бизнеса» // Век, 1997 г. 2-8ферваль № 5
4. Бушмин Е.В. Совершенствовать систему бюджетно – налогового федера-лизма, Пансков В.Г. Налоговое бремя в Российской налоговой системе. Финансы, 1998 г.1 – 11. С. (3-б), с. (18-23)
5. Васькин В.Н. «Налогообложение субъектов малого предпринимательст-ва», //Экономист, 1997 г. № 6
6. Васькин В.Н. «Оедином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» // Налоговый вестник. 1998 г. № 12
7. Внебюджетные фонды. Вопросы налогообложения, 1997 г. ГШ. с.2
8. В.А.Жарова, Д.И. Черкаев, Упрощенная система перестала быть таковой для индивидуальных предпринимателей // Российский налоговый курьер, 2001 г. № 1, с.56
9. Газета «Налоги», 1997 г. № 2 (с.4), № 3 (с. 4), № 4 (с. 21), № 5 (с. 7.20)
10. Горский Н.В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. 1999 Ш, (с.22-25)
11. Дедул А. «Малый бизнес России : Достижения, проблемы. Перспективы» Федеральная газета № 1-2 , февраль 1998 г.
12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствова-ния. Финансы, № 4 , 1997 г. (с. 22-24)
13. Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ», //Власть, № 8-9. 1998 г.
14. Караваев И.В. Вопросы развития налоговой реформы в Налоговом кодек-се., //Финансы, 1998 г. № 12, (с. 17-19)
15. Князев В.Г. «Налоги в механизме стимулирования малых предприятий», //Финансы, 1997 г. № 8
16. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики .// Финансы, 1997 г. К 2. (с.4-5)
17. Милосердова А. «Малый бизнес России: Доколе ?», // Федеральная газета № 8-9 июнь 1998 г.
18. Налоги 4 – е издание : Учебное пособие Под ред. Д.Г.Черника, «Финансы и статистика». 1998 г.
19. Налоговый вестник, 1997 г. Ш, 2
20. Налоговый портфель. М. Корпорация «СОМИНТЕК», 1993 г. (с. 743)
21. Налоги и налогообложение Под ред. И.Г. Русаковой М. «Финансы». 1998 г.(с.50-56)
22. Павлова Л.П. Ефремов А.В. Налоговая реформа и создание модели эф-фективной налоговой системы в России. Налоговый вестник, 1998 г. Ш 1 (с. 6-13)
23. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения. Финансы. 1998 г. (с. 23-26)
24. Пансков В. «Малый бизнес обретет налог на вмененный доход» Эконо-мика и жизнь, 1997 г. № 16
25. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года. Финансы, 1998 г. М 5 (с. 3-6)
26. Полторак А.Ф. «Система налогообложения малых предприятий». Бухгал-терский учет, 1998 г. № 12
27. Саранцев А.В. «Об уплате единого налога на вмененный доход». Финан-совая газета, 1998 г. № 41
28. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринима-тельства в Российской Федерации». Принятый Госдумой 12 мая 1995 г. подписанный 14 июня 1995 г. вступивший в силу 20 июня 1995 г.
29. Федосеев К.А. «Налогообложение доходов индивидуальных предприни-мателей». Финансовая газета. Регион. Выпуск, 1998 г. № 41
30. Фигурнов Э.В. Основы налоговой системы России. Нормативные доку-менты. Комментарии, М.Республика, 1993 г. (с.559)
31. Черник Д.Г. «Налогообложение малых предприятий». Экономика и жизнь, 1998 г. № 23
32. Черник Д.Г. «О малом предпринимательстве». Налоговый вестник, 1998 г. № 1
33. Шуткин А.С. «Единый налог для малых предприятий : иллюзия или ре-альность». Финансы, 1997 г. № 6
34. Юмаев М.М. Соблюдение экономических критериев эффективности на-логовой стстемы РФ. Налоговый вестник.1998 г. (с. 22-24)
35. Ясин Е. «Вмененный доход – средство от похудения не вмененного бюд-жета : Беседа» Экономика и жизнь, 1998 г. № 26