Введение
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и вне¬бюджетные фонды в определенных законом размерах и в установ¬ленные сроки. Он выражает денежные отношения, складываю¬щиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизаци¬ей финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды го¬сударства. Взносы осуществляют основные участники производст¬ва валового внутреннего продукта:
> работники, своим трудом создающие материальные и нематери¬альные блага и получающие определенный доход;
> хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граж¬дан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу форми¬рования государственных финансов|14|.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одно¬временно финансовая категория. Как финансовая категория нало¬ги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отно¬шениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание|7|. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном меха¬низме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную.
Причем распределительную функцию можно раздробить на ре¬гулирующую и стимулирующую и т.д.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изна¬чально для всех государств. С ее помощью образуются государст¬венные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сфе¬ры, которая не имеет собственных источников доходов (многие уч¬реждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недоста¬точны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность пере¬распределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества|24|.
Значение фискальной функции с повышением экономическо¬го уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характе¬ризуется огромным ростом доходов государства от взимания нало¬гов, что связано с расширением его функций и определенной по¬литикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и соци¬альные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической кате¬гории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребно¬стями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Кон¬трольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции|13|.
Изначально распределительная функция налогов носила чис¬то фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участ¬вовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него поя¬вились регулирующие функции, которые осуществлялись через на¬логовый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Рос¬сийской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его тем¬пы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвя¬зи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение на¬логов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства|16|.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой ба¬зы, понижении налоговой ставки.
В настоящее время в России бурно развивается мелкое и среднее предпринимательство, которое играет важную роль в формировании бюджетов всех уровней. При этом важно чтобы уп¬лата налогов субъектов малого и среднего предпринимательства происходила в срок и в полном объеме. Для выполнения этой зада¬чи необходим эффективный механизм сбора налогов, совокуп¬ность правовых норм регулирующих эти отношения. В России по¬ка еще вся эта система только развивается. Пока еще существует множество проблем, коллизий в налоговом праве, препятствующих нормальному функционированию хозяйствующих субъектов, среди которых не последнее место занимает частный предприниматель, или физическое лицо без образования юридического лица|10|.
Таким образом, тема особенностей налогообложения индиви¬дуальных предпринимателей очень актуальна на данный момент, особенно в связи с принятием Налогового кодекса, вторая часть которого вступила в силу 1 января 2001 года.
Целью данной дипломной работы ставится изучить экономи¬ко-правовые аспекты налогообложения индивидуальных предпри¬нимателей, выявить особенности и осветить проблемы налогообло¬жения индивидуальных предпринимателей, перешедших на упро¬щенную систему налогообложения.
Задачами данной работы ставится изучение конкретных на¬логов, которые уплачиваются индивидуальными предпринимате¬лями, изучить налогооблагаемую базу каждого налога, особенности взимания и уплаты.
2.5 Единый социальный налог
В соответствии со ст. 234 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) единый социальный налог предназначен для мобилизации средств, для реализации права граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Плательщики единого социального налога.
Налогоплательщиками единого социального налога – являются работодатели – организации, индивидуальные предпринимателя, крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленный народов Севера, адвокаты, физические лица, производящие выплаты наемным работникам. Исключением являются организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части и доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Индивидуальные предприниматели и адвокаты будут платить налог не только с сумм, выплачиваемых наемным работником, но и с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п. 1 ст. 221 НК РФ.
Объект налогообложения
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для работодателей будут являться выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
2. Федеральный закон РФ от 29.12.95 №222 – ФЗ (Об упрощенной системе налогообложения учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства. (С изменениями и дополнениями от 31.07.98 №148 – ФЗ)
3. Приказ Минфина РФ от 26.12.94 года №170 «Положение о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ».
4. Федеральный закон РФ от 31.07.98 г. №148 – ФЗ «О едином налоге на вменённой доход» (с изменениями и дополнениями).
5.Федиральный закон РФ от 27.12.91 г №2118 – 1 «Об основах налоговой системы в РФ»
6.Закон Ульяновской области от 29.12.98 «О налоге с продаж» (с изменениями и дополнениями).
7. Газета "Налоги"/ 1997, N2(с.4), N3(с.4), №4(с.21), №5(с.7,20);
8.Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования./Финансы № 4,1997,с.(22-24).
9. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, пер¬спективы» Федеральная газета № 1-2 февраль 1998 г.
10. Кавеев X. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» Власть, №8-9, 1998 г.
11. Киселев Ю.В. «Об уплате единого налога на вмененный доход» Финансовая газета, 1998 г., №41
12. Князев В.Г. «Налоги в механизме стимулирования малых пред¬приятий» Финансы, 1997 г., №8
13. Налоги и налогообложение/Под ред.И.Г.Русаковой,М, "Финан¬сы", 1998,с.50-5б.
14. Павлова Л.П. Налоговая реформа и создание мо¬дели эффективной налоговой системы в России/Налоговый вестник, 1998,Ш1,с.(6-13).
15. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения Ф/Финансы,1998,Ш,с.(23-26).
17. Пансков В.А. «Малый бизнес обретет налог на вмененный доход»Экономика и жизнь, 1997 г., №16
18. Полторак А.Ф. «Система налогообложения малых предприятий» Бухгалтерский учет, 1998 г., №12
19. Шуткин А. С. «Единый налог для малых предприятий : иллюзия или реальность» Финансы, 1997 г., №6
20. ЧерникД.Г. «Налогообложение малых предприятий» Экономи¬ка и жизнь, 1998 г., №23
21. Федосеев К.А. «Налогообложение доходов индивидуальных пред¬принимателей» Финансовая газета. Регион. Выпуск, 1998 г., №41
22. Юмаев М.М Соблюдение экономических критериев эффектив¬ности налоговой системы РФ./Налоговый вест¬ник, 1998,N2,с.(22-24).
23. Черкаев Д.И. Упрощенная система перестала быть таковой для индивидуальных предпринимателей Российский налоговый курьер, 2001 №1, с. 56