Введение:
Менеджмент (в переводе с англ. - управление) как-то плавно и ненавязчиво вошел в быт и сознание российских граждан. Начальник отдела кадров стал ме-неджером по персоналу, начальник отдела снабжения и сбыта переименовался в менеджера по сбыту. К вербальным переменам все уже относятся спокойно.
Правда, есть такая народная мудрость: говорят, поменяй имя у человека - и судьба его может сильно измениться. Так что же произошло с бывшими завами, замами и прочими средней руки руководителями? Многие из них ушли в малый бизнес, открыли свое дело. Оставшиеся поменяли название должности. И толь-ко?...
Вопрос "как стать менеджером?" не так уж и наивен. Конечно, для этого необходимо занимать какую-нибудь руководящую должность. Но даже не это главное. Важнее - освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менедж-мента, придерживаться неких стандартов, даже определенного поведения. Ска-жем, хорошему менеджеру, в какой бы стране он не жил, нужно знать англий-ский язык и компьютер. Но все-таки главное - это хорошо знать свое дело, уметь добиваться поставленных целей. А вот для этого уже необходимо владеть определенными технологиями, инструментами. Для большинства российских менеджеров процесс становления происходил стихийно, где-то на грани интуи-тивного риска (кстати, интуиция в бизнесе - дело не последнее). Нашим биз-несменам, обладающим менталитетом скорее эмоциональным, нежели рацио-нальным, именно интуиция зачастую и подсказывала правильное решение.
По сути дела, российский менеджмент вырос на интуиции и ошибках, ко-торые хватало ума не повторять. Однако, многие доморощенные менеджеры с удивлением скоро обнаружили, что технологиям управления можно и нужно научиться. Вопрос - как и где?
Сегодня только ленивый руководитель не читал всевозможных опусов американских, японских и прочих акул теории менеджмента. Но одно дело - американский опыт, и совсем другое - российский. Американскую теорию взять и привить на российской почве оказалось непросто. Ростки приживались плохо, а если и приживались, то плоды приносили самые неожиданные.
Впрочем, учиться никогда не поздно. В настоящее время практически в каждом уважающем себя вузе открылись кафедры и факультеты менеджмента. Важно по окончании такого факультета суметь применить свои знания на прак-тике. Систем преподавания менеджмента сейчас великое множество, однако, многие из них грешат полным отрывом от реальности. Причиной тому служит нехватка именно российской теории управления, несмотря на то, что в нашей стране уже сложился свой уникальный опыт, что определяет важность и акту-альность выбранной темы.
Глава 2:
Основной ценностью каждого бизнеса являются не деньги, товары, обору-дование или здания, а идеи.
Пирамида ценностей в бизнесе.
идеи
информация
технологии
оборудование, здания
продукция, производимая из природных ресурсов
природные ресурсы
Каждому менеджеру, который реализует стратегию идей менеджмента, необходимо владеть основами творческого мышления. Во-первых, можно подвергать сомнению статус-кво и отвергать общепринятое. Во-вторых, можно определить сходство в других идеях, применимых к проблеме, над ко-торой работает менеджер, и использовать новый взгляд на хорошо знакомое. В-третьих, следует уделять пристальное внимание своим предчувствиям, кото-рые, как правило, являются результатами фактов, скопившихся в подсознании. И в-четвертых, нельзя пытаться обдумывать идеи и оценивать их одновремен-но: сначала обдумать, потом оценить, иначе можно разрушить лучшую идею. Кроме того, менеджеру, который успешно реализует стратегию идей менедж-мента, следует :
проводить внутрифирменную подготовку всех сотрудников;
использовать методы "номинальной группы" и "мозгового штурма" для генерирования идей;
использовать идеи сотрудников, непосредственно связанных с тем или иным видом работы, для развития предприятия;
проявлять терпимость к неудачам;
создать свободную, неформальную, рабочую атмосферу;
платить владельцу патента отчисления от нововведения;
поощрять внутрифирменную конкуренцию между группами для развития новаторства;
поддерживать фанатиков, приверженных стратегическим целям;
научить каждого сотрудника основам творческого мышления.
Цель любой организации - достижение результатов. Достигать результаты можно только действуя. Стратегия действенности позволяет фирмам под-держивать хорошее работоспособное состояние. Действенность менеджеров определяется принятием эффективных управленческих решений. Для того, чтобы не допустить неудачи в принятии решения и превратить управленче-ские решения в действия, необходимо собрать наиболее полную информацию и верно ответить на вопросы: Кто должен знать о решении? Какие действия нужно предпринять? Кто должен их предпринять? Что нужно сделать руково-дителю для поддержки выполнения этих действий? При этом необходимо об-думать как можно больше альтернатив, ранжируя каждое управленческое ре-шение. Если необходимо подробнее анализировать альтернативы, можно ис-пользовать балансовый метод Бенджамина Франклина, записав все преимуще-ства каждого решения с левой стороны листа бумаги, а недостатки с правой. Также для реализации данной стратегии менеджеру необходимо:
добиться того, чтобы принятие решений стало привычкой для подчинен-ных;
использовать групповое принятие управленческих решений для опреде-ления стратегических целей;
предупреждать неудачи в принятии решений подчиненными;
определять как можно проще и яснее решение, которое надо принять, и устанавливать для его принятия крайний срок;
действовать самому и вознаграждать тех, кто действует.
Цель эффективной организации - способствовать тому, чтобы обычные люди достигали необыкновенных результатов. Для достижения этой цели и ис-пользуется данная стратегия. Главная цель эффективного менеджера и стра-тегии эффективных сотрудников-профессионалов - добиться того, чтобы ка-ждый сотрудник действовал самостоятельно после того, как определена цель, способ ее измерения и способ вознаграждения.
Заключение:
Существует определенный набор человеческих качеств, которые были пе-речислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти ка-чества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководите-лем человек может становиться в относительно раннем возрасте. Ряд из них за-висит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планиро-вать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последователь-ность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффектив-ность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчинен-ных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговари-вать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые ,в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.
Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выде-лить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным ,изменяя ко-торые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым мотивируя либо демотивируя их. Грамотно спроектированная рабо-та должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в вы-пускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит чувство со-причастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворе-ние, оно так же позволяет осознать себя как личность.