Введение:
Разработка стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це¬лей организации и путей их достижения. Разработка стратегии обеспечивает основу для всех управленческих ре¬шений, функции организации, мотивации и контроля ориен¬тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс разработки стратегии является тем зонтик¬ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества разработки стратегии, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет¬кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс разработки стратегии обес¬печивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в на¬шей стране, можно отметить, что разработка стратегии становится все более актуальным для российских пред¬приятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Разработка стратегии представляет собой на¬бор действий и решений, предпринятых руководством, кото¬рые ведут к разработке специфических стратегий, предназна¬ченных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс разработки стратегии является ин¬струментом, помогающим в принятии управленческих реше¬ний. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в ор¬ганизации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках про¬цесса разработки стратегии:
распределение ресурсов
адаптация к внешней среде
внутренняя координация
организационное стратегическое предвидение
Глава 3:
В наши дни слово "системный" широко используется в самых разнообразных сочетаниях. В инженерных системах говорят о сис¬темотехнике, известен системный анализ, системное управление проектами, системное проектирование организаций и т.д. Очевид¬но, что происхождение слова "системный" во многом связано с идеями общей теории систем и кибернетики.
Основными понятиями, используемыми обычно при системном подходе, являются система, процесс, вход, выход, обратная связь, ограничения. Эти понятия применяются для систем самой разной природы. В интересующих нас процессах выбора проекта уникального объекта, разработки пятилетнего плана ведомства и т.д. также можно выделить соответствующие системы ( и в них ¬- подсистемы), понять их связь с другими системами, определить вход (входная информация), выход (решение). обратные связи (анализ решения) и ограничения (ресурсные, трудовые и т.д.). В итоге выделяются системы, решающие определенные проблемы.
Что же обычно понимают под словами "системный подход"? Для ответа на этот вопрос рассмотрим имеющиеся рекомендации по "системному" решению различных по своему характеру проблем.
В соответствии с подходом системотехники выделяются следую¬щие этапы решения проблемы:
уяснение задачи и выбор цели;
перечисление или изобретение альтернатив;
анализ альтернатив;
выбор наилучшего решения;
представление результатов.
В подходе анализа систем и исследования операций обычно вы¬деляют пять логических элементов:
- выделить цель или совокупность целей;
- выделить альтернативные средства достижения целей;
- определить ресурсы для использования каждой системы;
- построить математическую (при подходе исследования опера¬ций) или логическую (что бывает чаще при подходе анализа систем) модель, т.е. ряд зависимостей между целями, аль¬тернативными средствами их достижения, окружающей средой и ресурсами;
- определить критерий выбора предпочтительной альтернативы. В процессе формирования решений в организации можно выделить следующие этапы:
- определение целей организации;
- выявление проблем в процессе достижения этих целей;
- исследование проблем и постановка диагноза;
- поиск решения проблемы;
- оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
- согласование решений в организации;
- утверждение решений;
- подготовка к вводу решений в действие;
- управление применением решения;
- проверка эффективности.
Заключение:
Для предприятия любой формы собственности и любых масшта¬бов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйс¬твенной деятельностью, определение стратегии, а также плани¬рование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопреде¬ленности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта рабо¬ты в новых условиях.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприя¬тия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о пра¬вильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менед¬жеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.
В сбытовой деятельности предприятий России существует мно¬жество проблем. Руководители предприятий, производящих конеч¬ную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со сто¬роны платежеспособного спроса населения и предприятий-потреби¬телей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта.
Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Ос¬талась неясна стратегия сбыта продукции на рынке.
Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, произво¬дившие продукты производственного назначения, начинают перехо¬дить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприя¬тия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Пе¬рестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозиро¬вать сбыт и находить потребителей своей продукции.
Также замечено новое явление - взаимоотношения предприя¬тий с новыми коммерческими структурами, которые часто занима¬ются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения произ¬водства.