Введение:
В конце первого года XXI века принят новый Трудовой кодекс России. Его справедливо называют Кодексом переходного периода, поскольку он в целом решил некоторые неотложные задачи правового регулирования социально-трудовых отношений, но не может еще рассматриваться как Кодекс, ориенти-рованный на долгосрочную перспективу постиндустриального общества.
Пожалуй, решенной можно считать лишь одну задачу - отказ от жесткого государственного регулирования трудовых отношений, существовавшего на протяжении 30 лет действия Кодекса законов о труде 1971 г.
Расширение договорного метода регулирования социально-трудовых от-ношений - важнейший принцип нового Трудового кодекса. Это означает, что существенно может быть расширен круг актов, регулирующих указанные от-ношения. Стороны свободны при приеме локальных нормативных актов, а так-же заключении коллективных договоров и соглашений. Ограничения, установ-ленные законодателем, состоят в том, что в таких актах не могут содержаться нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим зако-нодательством, и в том, что данные акты должны приниматься в соответствии с процедурами, установленными законодательством (например, с учетом мнения представительного органа работников).
По сравнению с ранее действовавшим законодательством Трудовой кодекс существенно расширил сферу действия законодательства о труде, распростра-нив его на всех работодателей, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и способов осуществления хозяйственной деятель-ности.
Вопрос 3:
Локальные нормативные акты составляют особую категорию в системе правовых актов о наемном труде, предусмотренной ст.5 Трудового кодекса РФ. Они разрабатываются, принимаются и действуют в конкретных организациях. Если такие акты не ухудшают положения работников по сравнению с трудовым законодательством (ч.4 ст.8 ТК), то возникающие в организации трудовые спо-ры разрешаются и на основании содержащихся в них правовых норм.
Исходя из положений, записанных в ТК, следует различать два вида ло-кальных нормативных актов. Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса). Вто-рой - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мне-ния выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представ-ляющего интересы работников организации (ст.ст.8, 190, 372 ТК).
В литературе по трудовому праву предпринимались попытки дать анализ понятия и классификацию документов технологического процесса как локаль-ных нормативных правовых актов. Одна из высказанных позиций заключается в следующем: документы техпроцесса - это локальные нормативные акты, ре-гулирующие процесс производства в организации. Они занимают особое место в системе "внутренних" нормативных правовых актов организации, опосре-дующих ее трудовой распорядок, поскольку закрепляют права и обязанности работника и работодателя, возникающие в ходе жизнедеятельности организа-ции, реализации технологического процесса. Такие акты содержат технологи-ческие (юридические) нормы, которые регулируют участие работника и рабо-тодателя в процессе производства, оказания услуг, определяя круг их прав и обязанностей по выполнению определенной работы.
Некоторые исследователи различают в технологическом процессе две со-ставляющие: процесс взаимодействия неживых объектов материального мира и процесс выполнения технологических операций участниками совместного тру-да. Для обеспечения второй составляющей работодатель разрабатывает, при-нимает самостоятельно и применяет три группы документов техпроцесса: уста-навливающие нормы ведения (осуществления) технологического процесса, от-ражающие его ход, фиксирующие конечный результат (качественные и количе-ственные характеристики выпускаемой продукции, отклонения от требований нормального процесса труда).
Документы техпроцесса первой группы являются локальными норматив-ными правовыми актами. К ним обычно относят технологические инструкции (ТИ), технологические карты (ТК), маршрутные карты (МК), стандарты пред-приятия (СТП) и другие документы.