Введение:
Термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государ-ства рабовладельческой формации. Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода так назы-ваемого принципата (первые три века н.э. – период классического римского права), а также пе-риода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно). “Частное пра-во” (jus privatum) является единым термином для совокупности цивильного права (jus civile), права народов (jus gentium) и права преторского.
Основные системы римского частного права: jus civile и jus gentium. Термином jus civile в римском праве обозначается исконное национальное древнеримское право, распространяющее своё действие исключительно на римских граждан – квиритов; поэтому оно именуется также квиритским правом. В этом смысле jus civile противопоставляется jus gentium – “праву наро-дов”, – действие которого распространялось на всё римское население (включая так называе-мых перегринов). Поскольку jus gentium регулировало имущественные отношения, возникав-шие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно пред-ставляло собой разновидность римского гражданского права. Надо полагать, что тем же терми-ном jus gentium обозначали и представлявшуюся более широкой философскую категорию – право общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой при-родой человека, для обозначения этой категории употребляли также выражение jus naturale – “естественное право”.
В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем jus civile и jus gentium. С течением времени jus civile и jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодей-ствии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние jus gentium на jus cuvile ввиду того, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни стра-ны. Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему jus gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегри-нов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане (середина VI в. н.э.) jus civile и jus gentium составили единую систему права, в которой преобладало jus gentium как право более развитое.
Вопрос 2:
Гражданский процесс республиканского Рима носил название легисакционного (per legis actiones). Стороны являлись в первой стадии (in jure) к судебному магистрату и здесь выполня-ли требуемые по ритуалу обряды и произносили установленные фразы, в которых истец выра-жал свою претензию, а ответчик – свои возражения. Совокупность этих обрядов и фраз и носи-ла название legis actio.
С течением времени сначала перегринский претор, а затем и городской претор стали практиковать упрощенный порядок заявления претензий истца и возражений ответчика с вру-чением истцу записки, адресованной судье. В записке указывались предположения или усло-вия, при наличии которых судье предписывалось удовлетворить иск, а при отсутствии этих ус-ловий – отказать в иске. Эта записка называлась формулой. Отсюда новый процесс, установ-ленный в конце концов законами Августа вместо легисакционного, получил название форму-лярного (производство per legis было заменено производством per formulas).
Наряду с нормальным гражданским процессом, делившимся на две стадии – jus и judicium, стали встречаться случаи, когда спорные дела граждан разбирались магистратом без передачи решения дела присяжному судье. Такой чрезвычайный (extra ordinem) порядок рас-смотрения понемногу начал применяться и по таким делам, где раньше давалась формула. К концу III века н.э., т.е. при переходе к абсолютной монархии, экстраординарный процесс со-вершенно вытеснил собой формулярный процесс. В экстраординарном процессе судебные функции осуществляются административными органами: в Риме и Константинополе – началь-ником городской полиции, в провинциях – правителем провинции, а по менее важным делам – муниципальными магистратами. Нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению. Рассмотрение дел утратило публичный характер. Если истец не являл-ся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе было допу-щено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, высшую инстанцию.
Важнейшими видами исков являются вещный иск (actio in rem) и личный иск (actio in personam). Для защиты права собственности иск дается против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица; иск в этом случае называется actio in rem. Этот термин по-казывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на эту вещь. (По современной терминологии это называется абсолютной защитой.) Иск, именуемый actio in personam, дается для защиты правоотношения личного характера между двумя или не-сколькими определенными лицами. (По современной терминологии это относительная защита.)
Различались иск строгого права (actio stricti juris) и иск, построенный на принципе добро-совестности (actio bonae fidei). При рассмотрении исков строгого права судья связан буквой до-говора, из которого вытекает иск. При рассмотрении исков bonae fidei положение судьи сво-боднее, он имеет право принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требова-ниях справедливости, хотя бы в формулу иска и не было включено особой эксцепции.
Одним из средств для осуществления правотворчества без изменения буква закона служи-ла actio utilis, т.е. иск по аналогии.
Иск с фикцией (actio ficticia) давался в тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в за-коне отношение и предлагал (в формуле) судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.
Различались иски штрафные и иски об удовлетворении, или о восстановлении нарушен-ного состояния имущественных прав (реиперсекуторные, actiones rei persecutoriae).
Специальную категорию составляли кондикции (condictione). Можно определить кондик-ции как иски, основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски).
Особые средства преторской защиты. Помимо предоставления исков, преторы, пользуясь принадлежавшей им властью (так называемым imperium), оказывали иногда защиту особыми средствами, своими безусловными непосредственными распоряжениями.
Заключение:
Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой прихо-дилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подоб-ные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широки-ми принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с са-мого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, соз-дать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний орга-низм.
Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конст-рукций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.